Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Как неуважение со стороны руководства сказывается на подчиненных
Кристин Порат
Чтобы завоевать преданность сотрудников и добиться их вовлеченности в деятельность компании, руководитель должен продемонстрировать им свое уважение. Это подтверждается опросом почти 20 тыс.человек во всем мире (исследование проводилось HBR совместно с Тони Шварцем).
Никакие иные аспекты поведения менеджера так не влияют на преданность и вовлеченность персонала, как элементарное уважение. Люди ценят его больше, чем признание и похвалу, чем вдохновляющие цели, чем полезную критику, даже больше, чем возможность учиться, расти и развиваться.
Те, кто ощущает уважение со стороны своего босса, чувствуют себя:
- на 56% лучше — и в смысле физического здоровья, и общего благополучия;
- чувство доверия и безопасности у них в 1,72 раза выше;
- на 89% больше удовлетворенность работой;
- на 92% выше концентрация и умение правильно расставлять цели;
Оно непосредственно отражается на вовлеченности персонала. Чем больше руководитель уважает своих подчиненных, тем больше от них получает: респонденты, которые считают, что к ним относятся с уважением, проявляют на 55% большую вовлеченность в деятельность организации.
К сожалению, более половины сотрудников (54%) утверждают, что им регулярно недостает уважения со стороны своего босса. А ведь неуважение со стороны начальства влечет за собой множество неприятностей: снижается вовлеченность, сосредоточенность на работе и продуктивность, возрастает текучесть кадров и расходы на больничные, причем все это заразно: так почему же больше половины респондентов постоянно ощущают неуважение к себе?
Чтобы понять причины этого явления, я провела отдельное исследование, попросив 125 респондентов объяснить, почему они ведут себя невежливо. Более 60% ответило, что они перегружены и времени на церемонии им попросту не хватает. Эта причину нельзя воспринимать серьезно, учитывая, что на уважение лишнего времени не требуется, ведь это не дополнительные какие-то действия, а стиль — тон разговора и невербальная коммуникация. 25% сотрудников говорят, что не имеют в своей компании положительного примера и ведут себя так же, как их руководство.
Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать
Уже более 18 лет я изучаю влияние вежливости и эмпатии, то есть внимательного, предупредительного по отношению к другим поведения на рабочем месте с соблюдением принятых норм, и убедилась, что в подавляющем большинстве случаев неуважение проистекает из недостаточного понимания. Лишь горстка садистов (4%) утверждает, что быть невежливым — одно удовольствие, главное — безнаказанность. Обычно люди просто не замечают, как их поступки влияют на других. Намерения у них могут быть и благие, но нужно же присмотреться, в какую они их облекают форму. Например, замечательный врач, проходивший у меня программу медицинского менеджмента, признался, что пока не получил жесткую критику со всех сторон, даже не догадывался, каким он выглядит в глазах окружающих: он всего лишь обращался с интернами так, как в свое время обходились с ним.
Руководители должны помнить, что разным людям уважение оказывается по-разному, поскольку все зависит от восприятия. Нужно знать, какого отношения ожидает тот или иной сотрудник и как руководитель может способствовать его настрою. Нормы для каждой культуры, поколения и пола свои, они зависят и от отрасли, и от компании. В описанном выше случае с врачом оказалось, что у младшего поколения нормы заметно отличаются от тех, к которым привыкло старшее.