Перестаньте твердить «Я не креативен» | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Перестаньте твердить «Я
не креативен»

Но если вы в себе креативности не видите — значит ли это, что вы и не будете креативны?

Авторы: Джефф Дайер , Хел Грегерсен , Клейтон Кристенсен

Перестаньте твердить «Я не креативен»

читайте также

Как найти баланс между традиционным менеджментом и коучингом

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Импортозамещение в маркетинге

Павел Безручко

Татьяна Бакальчук: «Наш основной принцип — не тратить деньги впустую»

Что делают самые эффективные советы директоров

Известно ли вам: кто считает себя креативным, тот и вправду оказывается более креативным? Этот удивительный факт вновь и вновь обнаруживается в исследованиях. В нашей базе данных свыше 6000 специалистов (менеджеров и предпринимателей), которые соглашаются с утверждением «я креативен» и постоянно предлагают подрывные решения, создают новый бизнес, новые продукты, услуги, процессы, каких никто прежде не предлагал. Они считают себя креативными — и действуют соответственно.

Но если вы в себе креативности не видите — значит ли это, что вы и не будете креативны?

Это существенный вопрос, поскольку многие — вероятно, половина людей — не считают себя креативными. Мы регулярно задаем во время семинаров и тренингов группам руководителей и менеджеров (100 до 1000 человек в каждой) из разных концов Земли вопрос: «Кто считает себя креативным?». И руки в лучшем случае поднимает половина из присутствующих. Это не совсем научный метод выборки, но все же это прямое указание на очевидный факт: многие управленцы не считают себя креативными (такой же слабодушный ответ вы получите и на более социально приемлемый вопрос: «Кто считает себя инноватором?»).

У этой медали есть плохая и хорошая сторона. Плохая: судя по нашим исследованиям, если вы не считаете себя креативным, то, скорее всего, и не будете креативны. А вот и хорошая сторона: измените настрой, и креативность повысится. Каждый сможет стать новатором, если захочет. Подрывные инновации — дело выбора, а не случая. Нужно поменять антикреативный настрой на жизнеутверждающее «Я креативен» — и начнется волшебство (не путать с мистикой).

Волшебство материализуется, когда люди начинают на повседневном уровне применять свои инноваторские навыки (ДНК инноватора). Например, задавая провокационные вопросы, делая наблюдения как антропологи, находя контакт с людьми, которые воспринимают мир в черно-белых тонах, экспериментируя с интенсивностью, такие люди ломают у себя в мозгу барьер некреативности и вырываются из середнячков.

Читайте материал по теме: Искусство разубеждать, или Почему многие до сих пор боятся прививок

Степан Пачиков, основатель Evernote (программного обеспечения, которое помогает найти любую личную информацию) применил ДНК инноватора для создания продукта, который привлек к себе самых верных приверженцев. Пачиков задал один простой вопрос и ни на минуту не отступился от поисков решения: «Как база данных поможет моей памяти?». Он задал простой вопрос и сумел найти ответ не только для себя, но для миллионов людей. Он стал присматриваться к тому, как люди запоминают и забывают. Он говорил с людьми, которые по-разному обсуждают проблемы памяти (как найти то, что тебе понадобилось, в тот момент, когда оно тебе понадобилось) и вскоре создал прототип вполне рабочего программного обеспечения.

Результат? Продукт, который изменил жизнь: люди теперь могут вспомнить то, что раньше теряли безвозвратно. Именно изменил жизни: каждый раз, когда мы в групповой работе заговариваем об Evernote, не менее 20% участников с сильным чувством подтверждают, что их жизнь преобразилась. Пачиков обратился к своим коллегам в Evernote, в том числе к гендиректору Филу Либину, и вместе они создали продукт с мощным и благотворным воздействием.

Если вы чувствуете, что ваши инноваторские усилия блокируются барьером в мозгу, проведите диагностический тест из пяти вопросов (это малая часть нашего теста из 60 пунктов, который полностью охватывает ДНК инноватора) или предложите этот тест другому человеку, который, как вам кажется, отрезал себя от креативности. Итак, согласны ли вы со следующими пятью утверждениями? Достаточно простого «да» или «нет».

Ассоциативное мышление. Я креативно решаю сложные проблемы, обращаясь к различным идеям и знаниям.

Умение ставить вопрос. Я часто задаю вопросы, ставя под сомнение чьи-то фундаментальные представления.

Читайте материал по теме: Второй шанс произвести хорошее впечатление

Наблюдения. Я нахожу новаторские идеи, напрямую наблюдая взаимодействия людей с продуктами и услугами.

Нетворкинг. Я регулярно общаюсь с самыми разными людьми (из разных стран, отраслей, имеющих разные специальности), и мы вместе ищем и обкатываем новые идеи.

Эксперимент. Я часто экспериментирую в поисках новых путей.

Если на три и более вопросов вы ответили отрицательно, скорее всего, у вас стоит этот барьер некреативности.

Чтобы стать более креативным, нужно вести себя творчески и находить новаторские способы преодолевать самые досаждающие проблемы, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно и в работе, и в жизни. Звучит обманчиво просто, однако если человек меняет свой образ мыслей и действий, то и сам он меняется. Присматривайтесь, ищите: что можно изменить? Уделяйте время этой задаче как можно больше времени. Беда в том, что вы не можете сделать то, что считаете для себя невозможным. Как говорится, «если думаешь, что ты это можешь, то можешь, думаешь, что не справишься — лучше не берись». Признайте свою креативность, и вы сможете изменить свое поведение и стать креативным. Это ключ к обретению и сохранению ДНК инноватора.

Читайте по теме: