Корпоративная социальная ответственность: молчать или говорить? | Большие Идеи

・ Прочее

Корпоративная социальная ответственность: молчать
или говорить?

Большинство людей не анализируют свое поведение, они поступают так, как принято в обществе.

Автор: Галия Сайфутдинова

Корпоративная социальная ответственность: молчать или говорить?

читайте также

Продать идею руководству

Итан Буррис

«Идеи для лидера»: книга о пути СЕО от McKinsey, наследство семьи Мердок и размышления Овчинникова об основателях

Никита Щуренков

Человек + машина: что будет завтра с бизнесом и работой

Джеймс Уилсон,  Пол Доэрти

Издательское дело: Харпер Ли и Доктор Сьюз не панацея от всех бед

Дори Кларк

Зачастую между руководителями компаний и маркетологами возникают споры, касающиеся того, надо ли распространять информацию о благотворительной деятельности. И речь даже не о вопросе, поднятом 45 лет назад Милтоном Фридманом — что считать социальной ответственностью для бизнеса и есть ли в принципе смысл корпорациям заботиться о благе окружающих. Допустим, здесь мы для себя все решили, Фридман нас не убедил, и мы хотим заниматься благотворительностью. Основная претензия, которая звучит в подобных обсуждениях, сформулирована примерно так: «В молчании должно добро твориться».

И меня очень интересует: а почему? Почему российское сознание так негативно реагирует на любые публичные действия, направленные на благо общества?

В принципе, мне понятны истоки такого поведения. Очевидно, что они коренятся в многолетнем партийном лицемерии, с которым мы привыкли сталкиваться во времена Советского Союза и которое иногда продолжаем видеть и теперь. Но такое неприятие любых позитивных общественных инициатив не всегда является разумным и нормальным. Ведь оно действует само по себе разрушающе на людей и общество в целом.

Мы так спокойно реагируем на недостойные поступки — любые, от вышвырнутой в окно автомобиля обертки до дачи взятки, но в штыки встречаем попытку рассказать о добром деле. Почему мы «по умолчанию» не верим в то, что это действие могло быть совершено бескорыстно? И даже если оно совершено по каким-то корыстным мотивам, станет ли оно от этого хуже? Какая разница, из каких побуждений депутат голосует против недостойного законопроекта? Он-то поступает как должно. И разве изменится качество игрушек, переданных в детский дом компанией, если последняя совершила эту покупку для того, чтобы получить налоговые преимущества? Да, на благотворительности можно заработать, но от этого результат наших действий не изменится.

Откуда в наших душах эта темная достоевщина: человек плох, и вы тоже плохие, и я вам это докажу… Стоит ли брать на себя роль судьи и надо ли судить о человеке по его мотивам? Ведь для нас человек измеряется поступками. Храбр тот, кто поступает храбро, добр тот, кто творит добро.

Что есть мужество, как не преодоление страха? Быть смелым — не значит не бояться пуль и снарядов. Быть смелым — значит с трясущимися руками и клацающими зубами сделать шаг навстречу врагу.

Героизм не означает бессмертия и неуязвимости. Это всего лишь преодоление своей исконной сущности. Вспомните то, что Юрий Лотман говорил о поколении войны 1812 года и декабристах. Эти мальчики играли в Гракхов и Ахиллов, они были тщеславны, они рисовались перед зрителем в жизни и на поле боя. Они вели себя как герои. И они стали героями.

Афоризм «pas être, paraître» («не быть, но казаться») на их примере с треском провалился. Paraître pour être (казаться, чтобы быть) — эта театральная формулировка оказалась справедливой и в жизни.

Хорошо, скажете вы. Если ты делаешь добро, так и быть, делай его. Но зачем о нем рассказывать?

Как зачем? Я хочу обзаводиться друзьями и единомышленниками. Мне не нужно одно только ваше одобрение — я хочу, чтобы ко мне присоединялись. Жертвую ли я деньги на детский дом или сажаю деревья, я понимаю, что только моих действий будет недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию в целом. Но десять, двадцать, тысяча таких же, как я, способны решить проблему. Это раз.

А во-вторых, воспитательных соображений тоже никто не отменял. Большинство людей не анализируют свое поведение, они поступают так, как принято в обществе. И все наши поступки как в жизни, так и в бизнесе являются постоянным источником сигналов для окружающих. Всевозможные эксперименты доказывают — случайно услышанная история или пример перед глазами могут повлиять на наше поведение. «Они сортируют мусор — значит, этот процесс можно организовать без дополнительных расходов, попробую-ка и я так». «Выиграли конкурс без откатов — а что, так бывает? Может быть, нам тоже стоит поучаствовать?».

Мне выгодно создавать атмосферу доверия между предприятием и сотрудниками. Выгодно показывать свою благотворительную деятельность, выгодно выполнять данные людям обещания и демонстрировать открытость и честность, потому что с большой вероятностью мои коллеги отплатят мне тем же — умением держать слово и щепетильным отношением к корпоративным финансам.

Читайте по теме: