Проблема Volkswagen в плохом менеджменте, а не в программах | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Проблема Volkswagen в плохом менеджменте, а не
в программах

Почему «обманщики» были настолько уверены в том, что цифровые махинации и подлоги сойдут им с рук?

Автор: Майкл Шрейдж

Проблема Volkswagen в плохом менеджменте, а не в программах

читайте также

Ложная выгода: почему увеличение стоимости акций не самое важное для компании

Роджер Мартин

Как возразить на аргумент «мы это уже пробовали»

Джон Коттер

Главные угрозы цифровой безопасности

Карл Янг

Как сон влияет на вашу карьеру

Томас Чаморро-Премузик

Давая показания в Конгрессе, недовольный гендиректор Volkswagen of America Махаэль Хорн решительно и твердо указал на истинных виновников злосчастного обмана с устройством, занижающим выбросы: «Это не было корпоративным решением. Ни совет директоров, ни наблюдательный совет его не санкционировали. Просто несколько инженеров-программистов обманным путем встроили его, даже не знаю зачем».

Ach, du lieber! Отвлечемся на минуту от того, как в свете данного заявления выглядит культура инженерного превосходства, на которую претендует автомобильный гигант. Давайте лучше посмотрим на другой аспект, выявленный этим скандалом: полная и решительная несостоятельность управленческого контроля со стороны Вольфсбурга. Неудивительно, что председателю совета директоров и CEO автоконцерна Мартину Винтеркорну пришлось покинуть свой пост. Его стиль руководства позволил мошенничеству пустить корни в компании.

Почему «обманщики» были настолько уверены в том, что цифровые махинации и подлоги сойдут им с рук? Их наглость поражает. По какой-то причине они, похоже, не испытывали ни малейшего страха перед корпоративными процедурами контроля качества и тестами. В чем же заключается эта причина? Бритва Оккама (принцип английского философа Уильяма Оккама, гласящий, что не следует множить сущее без необходимости) режет правду-матку: просто эти процессы были технически ненадежны и коррумпированы.

Сетования Хорна рождают чувство дежавю. Его слова о «программистах-мошенниках» словно эхо повторяют «плач» руководителей UBS и JPMorgan о биржевых трейдерах-негодяях, которые несколько лет назад стоили банкам миллиардных убытков. Ох уж эти мошенники! Неужели они действительно столь хитроумные? Или же им, по сути, позволено обходить корпоративные системы безопасности и меры предосторожности, которые должны предотвращать нарушения?

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

Когда плохое управление компанией фактически способствует деятельности злоумышленников — это нехороший признак.

Робкие свидетельства подобного состояния дел исходят от самих топ-менеджеров VW. Главный дизайнер Клаус Бишофф заявил, что он не может себе представить, чтобы Винтеркорн знал и закрывал глаза на обман в его компании: «Он — инженер до мозга костей, глубоко разбирающийся в физике автомобиля, но он никогда не имел дело с программной составляющей».

Ubersetzung! Разумеется, высшее руководство никогда сознательно не поддержит мошенничество, однако подобное отношение к инженерному мастерству отдает 1995 годом. Сегодня физика и поведение автомобиля в реальных условиях все больше и больше определяется и рассчитывается программными средствами. Миллионы строчек кода участвуют в создании высококлассного автомобиля в той же степени (если не больше), что и аэродинамические и термодинамические инновации и новые материалы. В действительности без программ эти инновации зачастую были бы невозможны.

Искреннее замечание Бишоффа сродни утверждению, что гендиректор Boeing или Airbus — «инженер до мозга костей, глубоко разбирающийся в физике полета, но он никогда не имел дело с программной составляющей». При всем уважении нельзя быть серьезным инженером в сфере авиации или автомобилестроения и при этом не разбираться в софте. В XXI веке без ПО не летают самолеты и не ездят автомобили. И точка.

Всегда обращайте внимание на руководство. Занимался ли кто-нибудь в VW аудитом программного кода? Кто создавал программы, которые управляют автомобилями Volkswagen и Audi?

Читайте материал по теме: Volkswagen, бизнес-этика и доверие

Для инноваторов цифровой сферы аудит программного кода — неотъемлемая составляющая здоровой корпоративной культуры и качественной разработки своих продуктов. В организациях, подобных Google, Amazon, Netflix и Facebook, подобный аудит играет ведущую роль в общении и совместной работе команд программистов. Он предоставляет платформу и создает процесс, столь необходимые для разработки лучшего программного продукта.

Как совершенно точно заметил один программист: «Аудит кода является наиболее важным элементом его улучшения».

Чем больше человек участвует в этом процессе, тем быстрее ошибки всплывают на поверхность. Я присутствовал на многих аудитах программного кода по всему миру. Относительная открытость и прозрачность, свойственные этому процессу, отбивают всякую охоту обманывать и мошенничать. Чем прозрачнее процесс аудита и чем больше людей в нем участвуют, тем меньше вероятность того, что плохой код останется в работе. Сложно поверить, что техническое руководство Volkswagen и его программисты серьезно относились к подобной процедуре.

В самом деле, глобальные компании готовы обращаться к внешним специалистам за вдохновением и советами. Они приглашают и заслуженных экспертов и молодые таланты, чтобы те выслушали, дали совет и проверили программный код. Свежий взгляд играет немаловажную роль. Проблемным местам в коде уделяют больше времени и внимания. Команды, работающие над самыми сложными задачами, получают наибольшую поддержку со стороны коллег внутри компании и вне ее.

Читайте материал по теме: Почему современный бизнес вреден для душевного здоровья

В эпоху интернета цифровые инструменты, техники и технологии для проведения аудита программного кода значительно улучшились. Можно не сомневаться, что машинное обучение и аналитическое прогнозирование начнут играть более существенную роль при проведении эффективного аудита программного кода.

Подобное отношение к созданию программ тем не менее встречает на своем пути определенные препятствия. Они носят юридический характер и затрагивают защиту интеллектуальной собственности. Закон об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA — Digital Millenium Copyright Act) не обязывает раскрывать код. Да кому какое дело? Речь идет о приверженности качеству и культуре разработки. Если компетентные внешние эксперты не участвуют в аудите вашего программного кода, значит, вы не имеете права называться ни передовой организацией, ни компанией мирового уровня.

В той же мере, в какой финансовые отделы полагаются на внешних аудиторов и внутренний контроль, честное создание программного кода требует качественного надзора и уверенности в добросовестности сотрудников, писавших его. Доверяй, но проверяй.

Следовательно, эффективные руководители не относятся к аудиту программного кода как к «песочнице для айтишников» или местному «кругу качества». Они понимают, что аудит — это тот процесс, который объединяет лучших специалистов для создания лучших программ. Топ-менеджеры, плохо разбирающиеся в этом деле, но хорошо понимающие его важность, могут по крайней мере побыстрее наладить процесс и содействовать его поддержанию на должном уровне.

Да, ошибки иногда случаются. Плохой программный код чем-то похож на тараканов. Вроде бы выявили, начали с ним бороться, а он продолжает использоваться назло всему. Однако здоровая культура программного аудита кода, подобно здоровым методам управления рисками, усложняет жизнь корпоративным мошенникам. Как мы выяснили на примере скандалов с финансистами и еще узнаем по мере развития истории с Volkswagen, мошенники добиваются успеха не вопреки менеджерскому контролю, а благодаря управленческому недосмотру.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена