Опыт P&G: как сочетать разные культуры в одной компании | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Опыт P&G: как сочетать разные культуры в
одной компании

Успешный менеджмент, учитывающий культурные различия, — искусство, основанное на здравом суждении.

Автор: Мэттью Берд

Опыт P&G: как сочетать разные культуры в одной компании

читайте также

Не думайте по-другому, думайте о другом

Арт Маркман

А вы достаточно внимания уделяете своему отделу продаж?

Андрис А. Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Лоример

Как иностранцам преуспеть на китайском рынке

Аллен Моррисон,  Дж. Стюарт Блэк

Как запустить цифровую платформу

Эдельман Бенджамин

От работника в Хидерабаде в Индии до высокой должности в штаб-квартире Procter & Gamble (P&G) в Цинциннати, штат Огайо — пока Мохит Награт прошел этот путь, он столько узнал о национальных культурах, что научился смотреть поверх барьеров.

«Разумеется, какие-то мелкие различия в традициях, формах общения, в том, как люди привыкли поступать, имеются, — говорит глава международного отдела персонала. — Но под внешними различиями у всех одни и те же потребности, ожидания и тревоги».

Награт ссылается на декларацию компании — Цели, Принципы и Ценности (ЦПЦ), которая была составлена в конце 1980-х, когда компания выходила на международную арену, а затем была переведена на множество языков. Эта декларация передавала уже сложившуюся культуру компании и раскрывала новые ресурсы для интеграции Мумбая с Женевой, Мехико и Цинциннати. С годами она превратилась в моральный компас, на который ориентируются, принимая решения. «Новичков я предупреждаю, что одно в компании остается неизменным — ценности и принципы», — поясняет генеральный директор P&G по Ближнему Востоку.

Но универсализму, убеждению во всеобщем человеческом сходстве, противоречат уроки, усвоенные многомиллионными брендами P&G за эти десятилетия. Хранители этих брендов находятся на других этажах того здания, где мы беседовали с Награтом.

В 1990-е P&G, как и другие корпорации, постаралась воспользоваться новыми горизонтами и технологическими платформами и распространить свою продукцию по всему свету. Но подобно тому, как отличаются в разных краях света пищевые пристрастия, так же отличается и выбор зубной пасты, подгузников, мыла и предметов женской гигиены. Пройдя путем проб и ошибок, P&G, как и многие другие набиравшие силу в ту пору транснациональные компании, преодолела первоначальные недоразумения и начала адаптировать продукцию к местным условиям. К 2000-м была разработана методология для развития нового класса производственных линий — с учетом специфики рынков, и это ускорило рост.

В то время как во всех отделениях компании утверждали ЦПЦ, насаждалось убеждение «мы все одинаковые», бренд-менеджеры и специалисты по развитию продуктов усваивали другой урок: «Мы все разные».

Читайте материал по теме: Как Google преобразила менеджмент за 10 лет с момента IPO

Успешный менеджмент, учитывающий культурные различия, — искусство, основанное на здравом суждении. Оно сходно с выступлением канатоходца — главное, балансировать на канате. Знаменитый французский канатоходец Филипп Пети формулировал это так: «Обрести равновесие и сделать ее искусством».

В международной корпорации — такой, как P&G — приходится соблюдать равновесие не только между двумя альтернативами, но каким-то образом вести растущую компанию, учитывая разницу примерно 80 национальных культур. Это уже не канат, скорее, паутина.

С этой проблемой Награт и другие руководители P&G столкнулись после приобретения Gillette. Они удержали равновесие, использовав четыре ключевых подхода.

Разбивайте на подклассы. В ситуации слияния компаний складываются «внешняя» и «внутренняя» группы, причем члены внутренней склонны объединять всех членов внешней в общую категорию, не замечая различий и разнообразия. Чтобы преодолеть эту проблему, лидеры должны организовать контакт таким образом, чтобы члены внутренней и внешней группы воспринимали друг друга как отдельных личностей. Руководство P&G создает интегрированные команды, состоящие из представителей обеих групп, которые трудятся над общими задачами и таким образом сосредотачиваются на конкретных и общих целях, благодаря чему их взаимодействие становится личным.

Создавайте новые классы. Еще один способ преодолеть взаимное недоверие внутренней и внешней групп — создать более высокие классы и категории, в которые войдут обе группы. Таким образом, удастся сохранить их культурные идентичности и сопутствующие атрибуты, но образовать новую инклюзивную группу. Задача в том, чтобы появилось новое «мы». При слиянии получившуюся компанию могут, например, переименовать, чтобы отразить эту новую общность. И хотя P&G воздержалась от переименования бренда в целом, там, где это было уместно, применялось и переименование.

Читайте материал по теме: Как выглядит коллективный гений Pixar

Добивайтесь взаимной дифференциации. Близкий, но все же другой подход: выявить, чем эти две группы дополняют друг друга, и вокруг этого строить отношения. Две группы могут понимать свои отношения как разделение труда ради общего блага. В результате внутренние группы проникнутся доверием к внешним, сохраняя при этом свою идентичность. Так, Publicis Groupe, французское маркетинговое и рекламное агентство, после слияния сохранило свое лицо, решив, что отношения будут строиться по семейному принципу: родственники порой сорятся и даже дерутся, но всегда выручают друг друга. Так и в нашем случае Gillette, ориентированная на покупателей мужского пола, удачно дополняет P&G с ее ориентацией на женщин, а опыт Gillette в области сбыта и дистрибуции прекрасно сочетается с достижениями P&G в сфере развития брендов.

Ведите (здоровую) дискуссию. Порой культурные нормы, ценности и убеждения конфликтуют между собой. Например, ценности иерархии приходят в противоречие с эгалитаризмом или консенсусным принятием. Руководители P&G сразу заявили, что при таком раскладе будут выбирать лучший вариант даже там, где придется предпочесть обычаи Gillette. Так и случилось: новый протокол принятия решений отходит от прежней практики P&G с предварительным обсуждением.

Успешный менеджмент зависит от умения достаточно хорошо понимать культурные особенности, чтобы знать, когда, как и в какой мере их следует принимать во внимание. Если слишком стирать различия, в конечном счете исчезнет и что-то общее. Вместе с тем слишком легко утверждать общую «человечность» и предполагать, что все похожи на вас. Добравшийся до Цинциннати уроженец Хидерабада чувствует себя именно так. Искусство управления заключается в том, чтобы осознавать различия, не увязая в них. Интегрируя разные культурные коды в компании или адаптируя продукт для нового рынка, соблюдайте равновесие — и не теряйте равновесие, пока не упали.

Читайте по теме: