Советы для консультанта: как правильно критиковать своих клиентов | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Советы для консультанта: как правильно критиковать
своих клиентов

Мы перенервничали и попросту не успели подумать об альтернативных вариантах.

Автор: Рон Ашкеназ

Советы для консультанта: как правильно критиковать своих клиентов

читайте также

Почем нынче привлекательность?

Евгения Чернозатонская

Возможно, "великим" просто повезло?

Ахмед Мумтаз,  Майкл Рейнор,  Хендерсон Эндрю

Пора менять планировку торговых площадок

Андрис А.Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Лоример

«Руководители перестают верить HR-менеджерам»

Анна Натитник

Когда я в самый первый раз выступал в роли консультанта, мы с коллегой опрашивали подчиненных руководителя отдела информационных технологий крупной химической компании: выясняли, как наладить работу над проектом. Практически от каждого собеседника мы слышали жалобы на самовластие этого начальника: запуганные подчиненные боялись обсуждать ошибки. Понимая, как эта проблема может отразиться на успехе всего проекта, мы договорились о встрече с этим управленцем с глазу на глаз и, хоть и несколько трепеща, но описали ему ситуацию честно и без прикрас. К нашему немалому облегчению, он не разозлился, напротив, поблагодарил и обещал учесть критику. Следующее собрание он начал с обращения к своим подчиненным: «Консультанты говорят, вы боитесь говорить со мной начистоту. Это правда?». Разумеется, все тут же отреклись, после чего директор по информационным технологиям обернулся к нам и сказал: «Вот видите, никто тут меня не боится».

Задним числом легко понять, что нам следовало подавать критику более тонко. Например, мы могли бы облечь ее в позитивную формулировку: «Ваша команда питает к вам такое уважение, что не хочет разочаровать, признавшись, что в проекте многое не ладится…». Могли бы и самого руководителя научить, как правильно задавать вопросы по проекту, могли бы помочь ему найти более эффективный способ узнавать мнение подчиненных, но — увы.

Мы перенервничали и попросту не успели подумать об альтернативных вариантах. Мы сами внутренне стали бояться этого управленца, слыша от каждого его подчиненного, какой он грозный, а потому и свои советы, в сущности, дали ему по принципу — скорей бы покончить с этим и сбежать. Тревожность оказалась помехой для конструктивной критики.

Если не справиться с тревогой, то она будет мешать вам сделать наилучший выбор в интересах клиента. Например, вы начинаете беспокоиться только о том, как бы не поссориться с ним, а то он откажется от повторной консультации, и в результате вы пытаетесь подсластить пилюлю, а то и вовсе обойтись без негатива — и, разумеется, никаких перемен к лучшему не происходит.

Читайте материал по теме: Два типа людей, с которыми никогда не стоит вести переговоры

С другой стороны, узнав слабости клиента, его белые пятна, вы можете зазнаться, проявить высокомерие и подать критику в самом грубом виде. Чтобы эти эмоции не влияли на решение, консультант должен соблюдать дистанцию между собой и теми замечаниями, которые он высказывает. Помните, что это не спектакль имени вас — задача в том, чтобы клиент стал более эффективным руководителем. И хотя это вроде бы очевидно, многие в горячке как раз этот пункт упускают из виду. В нашем случае, если бы мы сосредоточились на задаче самого клиента — ему необходимо было восстановить контроль над проектом, а не возились с собственными страхами, наш разговор дал бы куда более ощутимый результат.

Помимо необходимости преодолеть собственные страхи, вам еще нужно учесть готовность клиента к правильному восприятию ваших слов, понять, открыт ли он для перемен. Формат вашего разговора во многом определяется именно этими факторами, и тут требуется определенная гибкость.

Например, недавно я работал с большим подразделением крупной медицинской корпорации, у которой постоянно срывался финансовый план. Из разговора с сотрудниками и из собранных нами данных стало ясно, что одним из факторов успеха была бы бОльшая требовательность начальника этого отдела: нужно было жестче соблюдать сроки и добиваться, чтобы каждый сотрудник выполнял план по продажам. Однако эта руководительница, недавно пришедшая в компанию, хотела всем нравиться и оставаться «приятным человеком» в собственных глазах. У нее не было ни малейшего желания проявлять жесткость, то есть бессмысленно было просто прийти к ней и рекомендовать с завтрашнего дня изменить свое поведение. Нам нужно было сесть вместе и решить, что она могла бы сделать иначе и с какими последствиями. Я стал понемногу обсуждать с ней собранную информацию, пока эта руководительница сама не пришла к выводу: «Сотрудники ждут от меня более четкого менеджмента, чтобы я следила за соблюдением дедлайнов». Как только она сделала этот вывод, мы перешли к вопросу о том, как решить эту проблему, и в итоге придумали: структурированное еженедельное собрание, на котором она могла бы получить отчет и по соблюдению графиков, и по итогам продаж.

Читайте материал по теме: Как разговаривать с нервным человеком

Словом, преподнести клиенту критику можно разными способами. Можно подавать ее небольшими дозами — и пусть клиент сам делает выводы, а можно выложить всю информацию сразу и объяснить, что нужно делать. Можно заранее предупредить клиента о ключевых пунктах разговора, а можно «сделать сюрприз». Можно перечислить клиенту основные шаги, которые следует теперь предпринять, а можно разработать план действий вместе с ним. Плюс еще десятки вариаций — множество «можно».

Но при любом подходе этот проблемный разговор с клиентами, как любой подобного рода разговор с любым человеком, — виртуозный танец, тут требуется и продуманная подготовка, и накопленный с годами опыт. С одной стороны, нужно учитывать собственный эмоциональный баланс, тревожность, которая может отрицательно сказаться на способности судить о необходимых шагах и мерах. С другой стороны, нужно верно оценить способность клиента выслушать критику и действовать в соответствии с ней. Приняв во внимание эти два основных фактора, вы должны перебрать различные варианты подхода и решить, как лучше провести разговор. Будете чересчур брутальны — вашу критику не воспримут, будете юлить и смягчать — клиент решит, что у него и так все в порядке. Если вы ошибетесь с подачей критики, на том работа с клиентом и оборвется, но, если все получится как надо, скорее всего, это станет началом долгого плодотворного сотрудничества.

Читайте по теме: