Постепенные усовершенствования: новый взгляд | Большие Идеи

・ Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Постепенные усовершенствования:
новый взгляд

Чем масштабнее проекты, тем ниже отдача?

Постепенные усовершенствования: новый взгляд
Иллюстрация: Will Haywood

читайте также

Домашние войны: женщины наносят ответный удар

Ребекка Шамбо

Новые гиганты

Палепу Кришна,  Тарун Ханна

Почему не стоит переводить всех сотрудников на постоянную «удаленку»

Андрей Скорочкин

Мотивация измерением

Фредерик Райххелд

Лет 15 назад международный производитель товаров широкого потребления обратился к Марселю Корстьенсу, профессору маркетинга из INSEAD, за советом: компания хотела обновить один из своих основных брендов. Профессор провел в компании три дня — из всех мероприятий его особенно поразила интереснейшая часовая презентация отдела разработок. Однако, кажется, он был единственным, кто обратил на нее внимание. «Там была куча идей, которые стоило развивать, — вспоминает Корстьенс, — но после презентации все сказали “Спасибо, а теперь давайте вернемся к вопросам коммуникации и рекламы” и больше не вспоминали об исследованиях». Профессор знал, что крупные производители потребительских товаров делают акцент на маркетинге, но такое безразличие к инновациям поразило его. В этом сегменте на НИОКР тратят намного меньше, чем в сфере высоких технологий или здравоохранении, — тем не менее, и здесь находятся фирмы, выделяющие на разработки более $1 млрд в год. Корстьенс задался вопросом: окупаются ли подобные затраты?

Чтобы узнать это, он с двумя коллегами провел статистический анализ вложений в исследования роста продаж, используя данные 2500 крупнейших компаний мира. Исключив фирмы с доходом менее $1 млрд, они проанализировали соотношение продаж и ряда переменных: расходов на НИОКР и на персонал, капитало­вложений и затрат на маркетинг (на сбыт, на административные и общие нужды). Затем рассчитали влияние каждой переменной на рост продаж. Сначала оценка проводилась по отраслям (фармацевтической, пищевой, потребительских товаров), затем по компаниям.

Отраслевой анализ показал, что в фирмах, производящих товары народного потребления, затраты на разработки не влияли на продажи — основным драйвером были расходы на маркетинг. При этом в фармацевтике на продажи существенно воздействовали вложения как в маркетинг, так и в инновации.

Изучая производителей потребительских товаров, ученые ­обнаружили, что компании с большим и маленьким исследовательским ­бюджетом ведут себя по-разному. У первых (например, Procter & Gamble с их рекордным двухмиллиардным бюджетом НИОКР) значимой зависимости продаж от этих вложений не наблюдалось. А вот у вторых (среди них Henkel, L’Oréal, Beiersdorf и Reckitt Benckiser) корреляция была.

Изучив закономерности и опросив опытных топ-менеджеров в сфере разработок, ученые сделали вывод: высокие расходы на НИОКР провоцируют компании на дорогостоящие, масштабные инновационные проекты, нацеленные на создание прорывных продуктов, — на эти проекты, собственно, почти весь бюджет и уходит. При этом гарантии того, что рискованная стратегия окажется результативной, нет: «За последние 15 лет, даже тратя на изыскания в среднем по $2 млрд в год, P&G намного чаще терпела поражение, чем создавала хиты продаж. Проще говоря, где огромные ставки, там и огромные проигрыши».

В то же время исследователи выяснили, что британская фирма Reckitt Benckiser, производящая бренды вроде Clearasil, Lysol и Woolite, может предложить пример более ­выгодной стратегии: она делает ставку на не столь масштабные инновации, которые без лишней помпы двигают продажи. Здесь мы, по сути, наблюдаем эффект бабочки, открытый математиком из MIT Эдвардом Лоренцем и описывающий, как незначительные действия могут привести к сущест­венным последствиям. «У Reckitt Benckiser не столько денег, чтобы вкладываться в нечто грандиозное, — рассуждают ученые. — Поэтому она подходит к вопросу иначе: тратит мало, но только на то, чтобы довести до совершенства лучшие марки — потребители их ценят и будут готовы доплатить за улучшенную версию». В пример исследователи приводят порошок для посудомоечных машин Finish. Через несколько десятилетий после запуска основного продукта производитель добавил к формуле ополаскиватель и изменил название на Finish 2-in-1. Еще через пару лет в составе появилась соль — так возник Finish 3-in-1. Сегодня, после внедрения в формулу усилителя блеска, средство носит название Finish All-in-1. Каждое усовершенствование вызывало рост продаж и прибыли.

Еще одна сфера для постепенных усовершенствований — упаковка. В 2004 году, когда McDonald’s стала продавать молоко не в картонных коробочках, а в прозрачных пластиковых емкостях, напомнивших классическую молочную бутылку, продажи утроились буквально за год. Heinz сумела повысить продажи кетчупа, предложив новую упаковку — в том числе удобную «перевернутую» бутылку и «лоточки», в которые можно макать картофель-фри.

Интервью со специалистами по разработкам позволили Корстьенсу и профессору Северо-Западного университета Грегори Карпентеру понять, что компании, возлагающие большие надежды на вложения в исследования, окупают их — порой не самым очевидным образом, например снижая затраты и тем самым повышая прибыль, не получая дополнительных доходов. Корстьенс приводит в пример фирму, разработчики которой задались целью продлить срок годности пищевых продуктов. В целом, как отмечает ученый, организации делятся на два лагеря в зависимости от объема «исследовательского» бюджета. «Девиз компаний с большим бюджетом — “больше! лучше! быстрее!”», — утверждает Корстьенс. А вот те, у кого денег меньше, «прекрасно живут, улучшая существующие продукты и за счет этого повышая продажи».

Вопрос, что же выбрать: амбициозную революционность или кропотливое совершенствование, — не нов. В статье, опубликованной в HBR в 2007 году, профессор Уортонской школы бизнеса Джордж Дэй описывает разнообразные способы, помогающие компаниям отыскать баланс между многообещающими, но рискованными — и узконаправленными и более безопасными инновациями (он называет их инновациями с большой и маленькой буквы «и»). Любопытно, что, изучая рынок 16 лет назад, он пришел к противоположному выводу: фирмы слишком много инвестировали в инновации с маленькой буквы, хотя стоило бы поступать наоборот.

Корстьенс с коллегами отметили, что подход к НИОКР зависит не только от размера бюджета, но и от культуры компании. Среди участников исследования, делающих ставки на незначительные инновации, многие родом из химической или фармацевтической промышленности, где разработкам традиционно уделяют больше внимания. Ученые полагают, что у производителей товаров широкого потребления НИОКР зачастую оказывается в тени маркетинга, поэтому вложения в разработки в меньшей степени влияют на продажи: «Инновации обеспечивают успех там, где отдел разработок имеет право голоса и привлекается к сотрудничеству с маркетингом».

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Newton Versus Lorenz: Which Is the Better Model for Successful Innovation in Consumer Goods Companies?» Marcel Corstjens, Gregory S. Carpenter, Tushmit M. Hasan (MIT Sloan Management Review)

Санджай Хосла: «Делать ставку только на хиты очень рискованно»

Санджай Хосла больше 30 лет был топ-менеджером Unilever и Kraft, а теперь, работая старшим консультантом Boston Consulting Group и преподавателем Школы менеджмента Келлога Северо-Западного университета, помогает компаниям органически расти, улучшая процессы инноваций. Он рассказал HBR, как найти баланс между небольшими усовершенствованиями и амбициозными проектами. Вот несколько отредактированных выдержек из разговора.

Каков главный вывод из этого исследования?

Успешные в сфере разработок компании опираются на то, что у них хорошо получается. Они ищут области с высокой нормой прибыли и потенциалом для получения стойкого финансового результата, а также определяют правильный темп и динамику действий. Они пытаются найти золотую середину между краткосрочными завоеваниями и средне- и долгосрочными проектами. Нельзя ориентироваться лишь на блокбастеры: делать ставку только на хиты очень рискованно.

Когда вы руководили Kraft на развивающихся рынках, какие инновации лучше всего помогали вам расти?

Приведу в пример растворимый напиток Tang. К 2007 году его продажи за пределами США застряли на уровне примерно $500 млн и начали ползти вниз. Мы создали команду, включив в нее разработчиков, маркетологов и снабженцев, — ее задачей было довести продажи до $700 млн за пять лет. У команды был карт-бланш: много ресурсов, полная независимость, возможность экспериментировать и совершать ошибки. В итоге ­появились новые вкусы: на Филиппинах — манго, на Ближнем Востоке — ананас. Подход к продукту в целом стал гибче и маневреннее, мы начали задумываться не только о составе, но и о дизайне, упаковке, цепочках поставок и бизнес-моделях. Через пять лет продажи Tang пробили потолок в миллиард долларов. Аналогичным образом мы за шесть лет подняли продажи Oreo за пределами Северной Америки с $200 млн до $1 млрд.

Насколько корпоративная культура крупных производителей товаров широкого потребления влияет на окупаемость инноваций?

Основная проблема даже не в том, сколько и на что тратит компания, а в том, как взаимодействуют ее отделы. В большинстве организаций разработчики живут в замкнутом мирке и мало знают о потребителе. Ученые занимаются своими делами, не заботясь об увеличении прибыли. Отчасти из-за этого мелкие игроки завоевывают рынок. Крупные компании, конечно, могут расти и так — но им в любом случае надо фокусироваться на самых перспективных для себя категориях товаров, формировать смешанные команды и работать гораздо гибче.

Когда фонды прямых инвестиций приобретают крупные корпорации вроде Kraft Heinz, что происходит с инновациями?

Компания 3G Capital, которая купила Kraft Heinz, отличается специфической философией и культурой, поэтому изменения были значительные. Многие фонды прямых инвестиций отлично умеют покупать компании, урезать затраты и повышать прибыль. Вопрос в том, смогут ли они так же эффективно стимулировать органический рост.