читайте также
― Крупный бизнес и в России, и на Западе часто заявляет о некой социальной миссии. Есть ли таковая у вас?
Безусловно. Для нас это – забота об окружающей информационной среде. Этот вопрос с каждым годом становится все актуальней. Сейчас в России более 60 миллионов человек пользуются интернетом, из них почти треть – мобильным. Существенная их часть – наши пользователи, в том числе и дети, и пожилые люди. И вот для них в Интернете существует много опасностей.
― Каких?
Вы и сами их прекрасно знаете – это вирусы, мошенники, порнография и экстремизм. Всех их можно избежать, если иметь элементарное представление о безопасности в сети. Скажем, классический пример мошенничества – ребенку приходит ссылка от незнакомого человека, он ее открывает, компьютер заблокирован, на экране просьба отправить платную смс, чтобы он снова заработал. Это если повезет, а еще на экране может возникнуть порнографическая картинка. Если знать правила поведения в Сети и пользоваться минимальным набором технологических средств защиты от негативного контента, таких ситуаций можно было бы избежать.
Другой пример – буллинг, т.е. коммуникационные интернет-угрозы. По данным Фонда развития Интернет, 78% школьников сталкиваются с агрессией в сети, два из трех старшеклассников – с сексуальными домогательствами и психологическим давлением. И это не единичные случаи, это большая проблема.
― Казалось бы, всё это забота правоохранительных органов и родителей.
Понятно, что мы не можем выполнять их работу, на которую и не претендуем. Компания придерживается принципа сетевого нейтралитета и никого за руку хватать не собирается. Однако при этом мы уверены, что нейтралитет не означает вседозволенности. Нашу задачу мы видим в информационной помощи неопытным пользователям, в роли которых зачастую выступают и родители. Понимаете, мы сознательно принимаем на себя определенную ответственность перед теми нашими пользователями, которым предоставляем услуги доступа в Сеть – будь то мобильного или фиксированного.
― И как вы решаете эту задачу?
Есть много направлений работы оператора. Во-первых, это технологические решения. Мы предлагаем абонентам прикладные сервисы: антивирусные программы, родительский контроль, фильтрацию нежелательного контента. Более того, мы обеспечиваем ими школы. В этом году МТС совместно с Одесской национальной академией связи установил в 50 украинских учебных заведений системы ограничения доступа к нецелевым ресурсам. В рамках этой же программы мы подключили часть школ в сельских и труднодоступных районах к мобильному интернету. Для ряда абонентов услуг фиксированной связи группы компаний МТС работают программы родительского контроля, когда взрослые могут установить некоторые ограничения для своих детей на доступ в Интернет с домашнего компьютера, антивирус, антиспам, добровольная фильтрация трафика, позволяющая самостоятельно устанавливать ограничения на доступ к негативному контенту.
Во-вторых, это создание и поддержка общественных механизмов, помогающих пользователям защититься от негатива и при необходимости сообщить о противоправных действиях в Сети в компетентные органы. МТС поддерживает Горячую линию по приему сообщений о детской порнографии в сети Интернет, которую ведет фона «Дружественный Рунет». Если говорить об информационной и психологической помощи, то при поддержке компаний Группы МТС в прошлом году была запущена всероссийская Линия помощи «Дети Онл@йн». Любой желающий может позвонить по бесплатному федеральному номеру 8-800-25-000-15 и получить квалифицированную консультацию специалистов Фонда Развития Интернет и психологического факультета МГУ.
― И каковы результаты работы линии? С чем обычно звонят?
За 2010 год на линию поступило более 1400 звонков. Взрослых и детей, позвонивших на линию, примерно поровну. Вопросы все те же: что делать с мошенниками (самый популярный запрос – 42% позвонивших), как прекратить домогательства в Интернете, как оградить детей от взрослых незнакомцев. Обычно специалисты дают консультацию, а также рассказывают, в какие организации можно и нужно обратиться в конкретных случаях. Например, органы МВД (в частности, управление «К», которое занимается киберпреступностью»), службы социальной и психологической помощи, специализированные горячие линии (скажем, связанные с детской порнографией).
― А что насчет пиратства?
Мы стараемся развивать культуру потребления легального контента. Например, запустили интерактивный мультимедийный портал Omlet.Ru, где можно скачать или посмотреть отечественные и зарубежные фильмы, передачи и сериалы. Портал пользуется популярностью – его аудитория за последний год утроилась.
НЕ КОНТЕНТОМ ЕДИНЫМ
― Получается, социальная активность компании ограничивается только интернетом?
Ни в коем случае. У нас множество других проектов, связанных общими целями. Мы считаем, что обществу сейчас необходимы проекты, которые улучшают здоровье (как физическое, так и психологическое) и способствуют гармоничному развитию подрастающего поколения. На благотворительность в прошлом году мы потратили почти 163 миллиона рублей.
― Звучит красиво, но на что конкретно пошли эти деньги?
По всей России филиалы и компании Группы МТС поддерживают детские дома и специальные учреждения для детей из неблагополучных семей и инвалидов. Мы два года подряд организуем волонтерскую акцию «Зеленая электричка» ― выезды к детям и подросткам с ограниченными способностями, семьям с инвалидами. Привозим им детские вещи, игрушки, книги и учебники, улучшаем коммуникационные возможности: подключаем услуги доступа в Интернет и телевидения, дарим модемы для мобильного Интернета. Из Москвы в позапрошлом году ездили в Рязань, в прошлом – в Тверь. Кроме того, подобные акции организуют и наши региональные подразделения в Норильске, Нижнем Тагиле, Ульяновске, Тобольске и других городах России. Мы работаем вместе с проектом РОСТ – некоммерческой организацией, которая помогает «выходцам» из детских домов и прочих учреждений учиться, социализироваться, осваивать профессии через Интернет. Таким образом, наша благотворительная деятельность тесно связана с основным бизнесом – телекоммуникационными услугами.
Мы заботимся и об окружающей среде и участвуем в общественно значимых мероприятиях. В прошлом году к юбилею Победы компания организовала субботник связистов «Экологический десант» на территории Мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в Москве. В нем приняли участие сотрудники компании, почти две тысячи человек, многие с детьми, а также 70 ветеранов связи. Все вместе они убрали несколько квадратных километров территории, а также создали «Аллею связистов». Подобные акции прошли по всей стране, в других городах России.
― Звучит как добровольно-принудительное мероприятие…
Ни в коем случае. Многие наши сотрудники занимаются благотворительностью самостоятельно. Другие – хотели бы, да не знают, как подступиться. Мы просто даем им возможность это сделать, предлагаем волонтерам проекты, в которых они могут себя проявить на общественно полезном поприще. С этой целью, для объединения усилий неравнодушных людей внутри компании, мы инициировали создания волонтерского движения под девизом «ПРОСТО дари добро!». На этот призыв сразу же откликнулись десятки сотрудников МТС в Москве, а в регионах люди еще больше сознают свою ответственность перед теми, кто меньше их получает от жизни, и готовы всячески им помогать.
УЛОВ УМОВ
― А что насчет инноваций? Последние пару лет государство делает их внедрение в каком-то смысле социальным обязательством крупного бизнеса.
Мы считаем, что вектор развития инноваций - совершенно правильный. Телекоммуникационный оператор без притока свежих идей будет стагнировать, не сможет удержать первенство на конкурентном рынке связи. Сегодня, когда от возникновения новой идеи до ее реализации порой проходит только один месяц, когда наши же абоненты стали настолько «продвинутыми» и подкованными в технологическом плане, что готовы сами придумывать и реализовывать сложные идеи, когда благодаря Интернету в открытом доступе есть платформы, на которых можно создавать собственные приложения, - мы не можем упускать возможность поиска свежих решений в открытой среде. Тем самым мы не только способствуем развитию собственного бизнеса, но и поддерживаем интеллектуальное будущее нашей страны.
― В чем заключается эта поддержка?
В первую очередь – в работе с талантливой молодежью. В России умной, творческой и работоспособной молодежи недостаточно только высокой зарплаты или хорошего соцпакета, ей важно иметь возможность реализовывать себя. Талантливые студенты и выпускники стремятся в инновационные компании потому, что хотят не просто зарабатывать деньги, но и менять мир. Если они не видят таких возможностей в своей стране, то они уезжают туда, где эти возможности есть. Поддерживая студентов, мы инвестируем в будущее страны. Мы хотим, чтобы талантливые ребята имели возможность изобретать и внедрять свои решения в России, а не на Западе. Как этого добиться? Мы решили пойти по пути открытых инноваций. На рынке есть немало идей, которые могут принести нам прибыль, и здесь главное – встроить эти идеи в бизнес компании. С этой целью МТС планирует организовать ряд инновационных центров при ведущих технических и управленческих вузах, и уже проводит конкурсы и форумы для студентов и молодых ученых, чтобы вовлечь их в систему открытых инноваций и создать вокруг компании сообщество молодых, талантливых и амбициозных людей, которые с нашей помощью смогут реализовать свои проекты и продвинуть вперед телекоммуникационную отрасль.
Более того, у нас функционирует фабрика идей среди сотрудников. Мы регулярно принимаем от них предложения по улучшению работы компании. 20% из них доходит до реализации. Например, в прошлом году был внедрен популярный проект «Использование Интернет-приложения «Google Планета Земля» для мониторинга и анализа аварий на сети».
Однако этого всего недостаточно. Бизнес развивается все быстрей, потребности в высоких технологиях растут и становятся все более изощренными, и компании часто не могут позволить себе долгий НИОКР. У R&D центров крупных компаний всегда есть множество крупных и не очень задумок, которые нет возможности довести до ума из-за нехватки времени или ресурсов. Как раз этим смогут заниматься студенты, получая опыт конструкторской и исследовательской работы, а также понимание того, что нужно рынку.
― Как это будет организовано?
МТС организует инновационные центры при ведущих вузах и других студенческих площадках, где будет осуществляться генерация, сбор и апробирование новых идей. Компания будет как принимать идеи от студентов, аспирантов и молодых ученых, так и выступать заказчиком на тестирование и разработки. Все заявки рассматривает экспертный совет из менеджеров и исследователей компании, которые будут оценивать перспективность замысла, ее реализуемость и коммерческий потенциал. Если совет сочтет идею стоящей для внедрения, то ее автор получит не только возможность принять участие в ее реализации, но необходимые инвестиции.
― Не боитесь, что вас могут уличить в стремлении купить идеи задешево?
Не боимся, ведь это не так. За хорошие идеи мы готовы платить хорошие деньги, а возможность реализации проекта и создания бизнеса совместно с крупнейшей компанией – само по себе служит хорошим стимулом для стартапов. Поймите, это сотрудничество, выгодное всем. Ежегодно в ведущих вузах появляются десятки идей, довести которые до внедрения нет возможности. Инновационные центры помогут исправить эту ситуацию, а заодно дадут необходимый практический опыт и работу студентам и молодым ученым.
Сегодня факторы успеха для лидеров бизнеса – быстро находить новые идеи для развития и инвестировать в будущее страны. МТС объединяет эти два фактора в своей системе открытых инноваций. Сейчас компания переводит сотрудничество с талантливой молодежью на новый уровень, внедряя в МТС систему Open Innovation.
МТС вместе с вузами планирует открыть в разных городах России Центры молодежных инноваций. Они принесут пользу как компании, так и студентам. Работа в этих центрах будет вестись в двух направлениях. Во-первых, студентам будут предлагаться задания для разработки. Во-вторых, МТС будет принимать идеи от студентов, аспирантов и молодых ученых. Все заявки будет рассматривать экспертный совет из менеджеров и исследователей компании, и автор идеи может при утверждении проекта получить необходимые инвестиции для реализации своего проекта и принять участие во внедрении идеи в компании.
Это сотрудничество выгодно всем. Ежегодно в ведущих вузах появляются десятки идей: новое программное обеспечение, оборудование, сервисы. Довести эти идеи до внедрения не всегда есть возможность. Инновационные центры МТС помогут исправить эту ситуацию, а заодно дадут шанс студентам и молодым ученым проявить себя. Сохранение интеллектуального потенциала страны – часть корпоративной социальной ответственности МТС.
С 1 марта МТС вместе с Минкомсвязи России запустила первый конкурс молодежных инновационных проектов «Телеком Идея». Победители получат ценные призы и смогут предоставить свои проекты топ-менеджерам МТС. Присланные идеи оценивает совет из нескольких десятков экспертов, среди которых представители МТС, владельцы и топ-менеджеры крупных IT-компаний, венчурные инвесторы, чиновники, ученые, а также ректоры и деканы ведущих вузов. К 10 апреля – дате завершения приема заявок – на конкурс поступило около 200 проектов. Предложения самые разнообразные: от анализа пассажирских потоков и телефона-браслета до системы обнаружения украденных устройств и предупреждения лесных пожаров.
Чтобы заинтересовать талантливую молодежь, в мае 2011 года в рамках выставки «Связь-Экспокомм-2011» МТС при поддержке Минкомсвязи организует Студенческий инновационный саммит. На нем можно будет услышать выступления топ-менеджеров телеком- и ИТ-компаний, гуру инноваций, венчурных инвесторов, оценить видеопрезентации участников конкурса «Телеком Идея» и самим принять участие в мозговых штурмах по решению конкретных задач в таких актуальных областях, как мобильные сервисы и приложения, технологии machine-to-machine, безопасный и полезный цифровой контент. А те, кто хочет найти работу своей мечты, узнает о секретах трудоустройства.
Всю информацию о проектах МТС для инновационной молодежи можно получить на сайте: www.telecomidea.ru.
МТС, как один из крупнейших операторов широкополосного и мобильного доступа в интернет, стремится обезопасить своих пользователей от возможных сетевых угроз как техническими, так и информационно-просветительскими методами. В частности, компания внедряет технологии и сервисы защиты клиентов от нежелательной информации, угрозы мошенничества, вирусов и спама.
Компания заботится о безопасности детей в интернете. В частности, дополнительный сервис «Родительский контроль» включен на бесплатной основе во все интернет-тарифы МГТС, дочерней компании МТС. В своем «Личном кабинете» на сайте оператора пользователи могут составить недельное расписание доступа в сеть для детей, отметив время блокировки, в соответствии с рекомендациями педиатров, педагогов и психологов. МТС запустила специальный тариф для детей «Классный» с предустановленной защитой от мобильных и интернет-сервисов для взрослых. Компания поддерживает горячую линию Фонда «Дружественный Рунет» по приему сообщений о детской порнографии в Интернете, а также всероссийскую Линию помощи «Дети Онл@йн» (федеральный номер 8 800 25 000 15). Сейчас идет работа над запуском глобальной образовательной программы для школьников, которая будет направлена на популяризацию безопасного и полезного контента в Интернете.
В прошлом году компания потратила на благотворительность и социальные программы 163 миллиона рублей. Приоритетными для МТС являются проекты, направленные на повышение качества жизни общества, в первую очередь – детей и молодежи. Компания нацелена на долгосрочные программы в области благотворительности, способствующие решению наиболее острых социальных проблем, охватывающие максимально широкие слои населения и соответствующие приоритетам государства в области социальной политики.
Компания уверена, что современные инновационные технологии оказывают существенный вклад в улучшение качества жизни и способствуют реализации потенциала личности, поэтому для МТС приоритетными являются благотворительные проекты, в рамках которых наши технологии, продукты и сервисы способствуют решению данной задачи.
Для реализации подобный программ МТС привлекает сотрудников – волонтеров, которые готовы помогать тем, кто в это нуждается. Программа развития корпоративного волонтерства дает возможность вовлекать сотрудников в решение социальных проблем, что приводит к повышению доверия работников к компании, и положительный «заряд», который люди получают на работе, они несут вовне, способствуя укреплению репутации МТС как социально-ответственной компании.