Как распознать компанию, ориентированную на творческий подход к работе | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как распознать компанию, ориентированную на творческий подход
к работе

Когда дело доходит до построения творческой культуры, в которой маркетинг и инновации играют центральные роли, многие руководители просто впадают в ступор.

Автор: Дэвид Буркус

Как распознать компанию, ориентированную на творческий подход к работе

читайте также

Как технологии меняют высшее образование

Леа Бельски

Как повысить разговорный интеллект

Джудит Глейзер

Венчурному капиталисту

Как Southwest Airlines находит столь преданных сотрудников

Жюли Вебер

«У бизнеса всего две функции: маркетинг и инновации», — сказал однажды Питер Друкер. Инновации в бизнесе рождают новый продукт и новую бизнес-модель, а благодаря рекламе всему миру становится об этом известно. Обе эти составляющие являются частью творческого процесса, который двигает организации вперед. Но, когда дело доходит до построения творческой культуры, в которой маркетинг и инновации играют центральные роли, многие руководители просто впадают в ступор.

И правда, порой совсем просто для начала хотя бы определить, что же такое эта пресловутая «креативная культура». Понятия «креативность» и «культура» имеют тысячи разных оттенков, отчего становятся трудными для понимания, не говоря уже, собственно, об их практическом применении. Столкнувшись с подобной дилеммой, многие начинают применять подход члена Верховного суда США Стюарта Поттера. Он автор афоризма «узнаю, когда вижу», который судья использовал для описания своего критерия того, что можно считать порнографией, а что нельзя.

Но подобный подход крайне опасен. Нетрудно найти компанию, в которой процветает творческая атмосфера, и попытаться перенять этот дух. Но, не понимая в каком направлении движется сам процесс, вы не сможете выстроить прочный фундамент для дальнейшего процветания своей организации. Обратите внимание на офисы передовых ИТ-компаний и стартапов: у них есть столы для игры в настольный футбол, тележки с пивом и куча бесплатной еды. Но все это лишь вершина айсберга.

В 1980-х годах психолог Эдгар Шайн создал модель для понимания и анализа организационной культуры. Шайн разделил организационную культуру на 3 составляющих: артефакты, ценности и обязательства.

Артефакты — очевидные элементы организации, они лежат на поверхности. Обычно это предметы, которые может видеть любой человек, даже посторонний: мебель в офисе, расположение кабинетов, стиль одежды и юмор сотрудников, их традиционные высказывания. И да, футбол и бесплатная еда — это тоже артефакты. Артефакты сразу бросаются в глаза, но расшифровать их смысл подчас не так-то просто, как кажется, особенно если сильно не вдумываться в детали. В офисе компании IDEO в Пало-Альто из стены торчит крыло самолета — артефакт, который не может не поражать и не вводить человека в ступор, если он не знает о политике компании IDEO: здесь поощряются эксперименты в форме игры и выражение любых идей.

Читайте материал по теме: От корпоративной культуры не свободны и стартапы

Ценности компании — это те идеалы и стандарты, которые поддерживает компания. Ценности организации определяют поведение сотрудников и то, как они позиционируют ее на рынке. Чаще всего идеалы фирмы проявляются в публичных заявлениях, например, в так называемых ключевых ценностях компании, а также в обычных фразах, произносимых во время разговоров и бесед ее сотрудниками. Херб Келлехер, основатель Southwest Airlines, даже прославился благодаря фразе «наша авиакомпания — лоукостер», которую он часто использовал, дабы подчеркнуть ее доступность для пассажиров.

Базовые обязательства, которые берет на себя организация, являются основой ее корпоративной и организационной культуры. Убеждения и поведение сотрудников компании настолько глубоко внедряются в повседневную жизнь фирмы, что становятся практически невидимыми. Базовые обязательства — это неотъемлемая часть корпоративной культуры и подтверждение того, за счет чего происходит выражение ценностей внутри организации. Сотрудники колл-центра Zappos заинтересованы в оказании качественных услуг, поскольку это напрямую отражается на лояльности потребителя. Их сервис настолько уникален, что сотрудники Zappos готовы направить своего покупателя к конкурентам в том случае, если нужного товара не оказалось в наличии на их складах. Базовые обязательства могут по-разному проявлять себя. Иногда они находят свое отражение в проявляемых компанией ценностях и артефактах, иногда этого может и не случиться. Но если между базовыми обязательствами организации и ее корпоративными ценностями происходит конфликт, то у организации возникают серьезные проблемы. Компания Enron выпустила целое пособие, на 64 страницах которого были описаны миссия и базовые ценности компании, но если верить бухгалтерам этой скандально известной корпорации, то сразу же возникает вопрос: «Читал ли этот талмуд хотя бы кто-нибудь из топ-менеджеров фирмы?».

Читайте материал по теме: Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру

Артефакты сразу бросаются в глаза, но их легко перепутать с базовыми обязательствами. Нет ничего удивительного в том, что компании организовывают бесплатное питание для своих сотрудников. Но для фирмы с развитой организационной культурой, в которой на первый план выходят именно базовые обязательства, это свидетельство того, что компания прежде всего поощряет чувство товарищества и поощряет обмен идеями между коллегами во время трапезы. Для организации это один из способов заявить о существовании нестандартного мышления. Но если менеджмент вашей компании не сможет распознать интересную идею из-за несовершенной корпоративной культуры, то вряд ли внутри подобной организации можно развивать лидерские качества сотрудников, которые так необходимы всему коллективу.

Базовые обязательства, принятые в компании, трудно заметить. Это те самые обязательства, типичные для организационной культуры фирмы, которые влияют на креативность всех членов ее коллектива. Компании, для которых характерен креативный подход к организации труда, относятся к рабочему процессу как к творчеству. В таких корпорациях главенствует мнение, что не все конфликты нужно гасить, ведь некоторые из них ведут к нестандартным идеям и решениям. Также считается, что творчество рождается в муках, а хороший результат работы — плод постоянно меняющейся команды. Возможность открыто выражать свое мнение, принимать на себя риски и воспринимать поражения как возможность научиться чему-то новому — вот те базовые ценности для компании, которая ориентирована на творческий подход к работе и положительный результат.

Вы можете легко распознать организацию, в которой процветает подлинная креативность, но, чтобы проникнуть в самую суть ее корпоративной культуры, необходимо поистине зрить в корень.

Читайте по теме: