Мотивируем сотрудников в тяжелые времена | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мотивируем сотрудников в
тяжелые времена

Сегодня во многих организациях царит чувство тревоги и неопределенности.

Автор: Маршалл Голдсмит

Мотивируем сотрудников в тяжелые времена

читайте также

Перестаньте бояться! Действуйте!

Розабет Мосс Кантер

Как интровертам правильно заводить нужные знакомства

Дори Кларк

Пять правил для семейных компаний

Джош Бэрон,  Роб Лашенауэр

Почему не все понимают, что такое инновации

Владимир Коровкин

На этой неделе мы разбираем следующий вопрос:

В тяжелой экономической ситуации непросто поддерживать мотивацию и заинтересованность персонала, особенно после прошедших сокращений и свертываний проектов. Как мне поднять их боевой дух?

Маршалл: В последнее время люди часто выражают такого рода обеспокоенность. Похоже, этот вопрос сейчас волнует очень и очень многих. Мой друг Джо Уиллер, исполнительный директор The Service Profit Chain Institute, в соавторстве с Джеймсом Хескеттом и Эрлом Сассером, написал книгу «The Ownership Quotient, Putting The Service Profit Chain to Work for Unbeatable Competitive Advantage». Я попросил его поделиться своими мыслями на этот счет. Вот его ответ.

Джо: Менеджеры по всей стране вынуждены прибегать к жестким мерам, чтобы минимизировать расходы в условиях пониженного спроса. Нередко это приводит к увольнениям, неоплачиваемым отпускам и другим сокращениям затрат. Подобные разрушительные действия могут крайне негативно сказаться на моральном состоянии сотрудников и их мотивации.

В нашей книге мы исследовали деятельность организаций, которые мы называем лидерами цепочки «услуга-прибыль», таких как Wegmans Food Markets, ING Direct и Harrah's Entertainment. Немалая часть сотрудников этих компаний высоко мотивированы и демонстрируют поистине «хозяйское» отношение к общему делу. Они рекомендуют фирме новые кадры и активно способствуют улучшению текущих услуг, продуктов и методов работы. Подобная заинтересованность неизбежно оборачивается для компании новыми успехами, а в тяжелые времена польза от нее особенно заметна.

Читайте материал по теме: Интроверты, экстраверты и динамика в группе

Следующие советы помогут вам поддерживать и продвигать культуру «неравнодушного хозяина» на предприятии:

1. Общение, общение и еще раз общение

Вы наверняка ищете новые направления развития бизнеса, чтобы оставаться на плаву. Работники с «собственнической» мотивацией всегда хотят знать, что происходит с их компанией. Выкройте время на то, чтобы регулярно предоставлять своим сотрудникам те сведения, которые позволят им понять краткосрочные перспективы их деятельности. Не менее важно информировать их о конкретных шагах, которые вы собираетесь предпринять в ближайшие 18—24 месяца, чтобы приспособить бизнес к ближайшему будущему.

Сегодня во многих организациях царит чувство тревоги и неопределенности. Иногда оно становится помехой качеству и продуктивной работе. Чтобы смягчить действие этих страхов, порой достаточно просто признать их существование. Особенно полезными в такие времена могут оказаться сравнительно недорогие программы психологической помощи сотрудникам. Подобные действия, а также поощрение новых идей, направленных на улучшение работы компании, станут важным позитивным сигналом в стрессовой ситуации. Они помогут воспитать в ваших подчиненных хозяйские черты поведения: лояльность, высокую продуктивность и стремление привести новых потенциальных сотрудников — то есть свойства, которые повышают общую ценность членов коллектива.

2. Взывайте к лучшим человеческим качествам своих людей

Текущий экономический кризис может дать встряску, которая заставит вашу компанию начать преобразования, необходимые для успешной конкурентной борьбы. С этой целью вам придется заручиться помощью всех своих сотрудников. Привлеките специалистов с хозяйским типом мотивации к обмену идеями, направленными на преодоление кризисной ситуации. Не стоит превращать это начинание в сложную «программу», достаточно организованного призыва.

Читайте материал по теме: Как руководить командой середнячков

Подобный обмен мнениями может проходить и в рамках уже существующей практики. Например, в Baptist Health Care (организации, которую регулярно называют одним из лучших мест для работы) постоянно действует программа «Слушай и обучайся»: менеджеры участвуют в обсуждениях различных проблем, таких как результаты опросов, и предлагают свои идеи, направленные на улучшение обслуживания клиентов. Получившиеся в итоге «новости от клиентов», которые содержат все высказанные мнения и идеи, распространяются среди коллектива.

3. Кадры решают все: избегайте застоя

Победители любят работать с победителями, неудачники любят работать с победителями, однако с неудачниками не хочет работать никто. Кто такие неудачники? По иронии, чаще всего это не те, кто демонстрирует низкую производительность. В таких случаях всегда существуют способы улучшить отдачу с помощью тренингов и поддержки. Чаще неудачниками являются те, кто нарушает устоявшиеся нормы организации и не признает ценностей, которые разделяют ее сотрудники. В контексте корпоративной культуры коллеги относятся к ним как к ничтожествам, которых терпят только потому, что они способны добиваться поставленных задач. Однако в основном неудачники — это те, кого просто не вдохновляет и никак не волнует бизнес, кто работает для галочки и не стремится достичь большего.

Читайте материал по теме: Мотивация: вдохновляем людей работать на результат

Сейчас настало время избавиться от неудачников, повысив тем самым уровень профессионализма в коллективе. При этом нельзя прекращать поиск новых талантов. Наоборот, воспользуйтесь сложной ситуацией на рынке специалистов и сделайте несколько стратегических кадровых ходов, переманив перспективных людей у конкурентов или других организаций.

Маршалл: Спасибо, Джо! Прекрасный совет.

Читатели, быть может, тоже хотели бы поделиться своим мнением по данному вопросу? Знаете ли вы какие-нибудь действенные способы мотивации персонала в тяжелые, даже пугающие времена?

Читайте по теме: