Думать и делать | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Думать
и делать

Письмо главного редактора HBR Россия

Автор: Марина Иванющенкова

Думать и делать

читайте также

O Tempora, умора: что нужно знать о юморе во время публичных выступлений

Андрей Скворцов

Сила экосистемы: что поможет корпорациям во время кризиса

Говард Ю,  Марк Гривен

Александр Марков: Личности сделаны из нейронов

Евгения Чернозатонская

Задание компании Nutricia

Утро, звонит будильник, я лезу в айфон, открываю Telegram. За ночь в мессенджер насыпались десятки новостей, одна неожиданнее другой. Сон моментально проходит, и с самого утра я в тонусе и готова к очередным сюрпризам.

Уже три месяца мы живем в новой реальности, ошарашенно наблюдая за происходящими изменениями. Как сказал в подкасте «Кризис. Что делать?» один из наших гостей, из-за нестабильной обстановки усилия людей постоянно обнуляются, и многое приходится делать заново. Главное в такой ситуации — успокоиться и включить мозги, тогда решение обязательно найдется.

Сейчас невозможно строить планы, ведь мы не знаем, как будут развиваться события. Но по крайней мере, ясно, что нас ждут тяжелые времена (и это тот случай, когда негативные прогнозы лучше полной неопределенности). Понятно также, что ближайшие годы пройдут в России под знаком импортозамещения. Для компаний из большинства отраслей этот процесс станет серьезным испытанием, но в каких-то сферах замещение может пройти успешно. Например, после ухода из страны западных технологических компаний многие организации начали искать отечественные аналоги иностранных решений. Оказалось, что в России за последние восемь лет появились ИТ-проекты, которые могут хотя бы частично заменить зарубежные — подробнее об этом читайте в номере.

Удачные примеры импортозамещения есть и в других отраслях. Компания «ВкусВилл», один из самых быстрорастущих продовольственных ритейлеров России, уже десять лет торгует товарами локальных поставщиков. Ее основатель Андрей Кривенко утверждает, что сеть практически не почувствовала кризиса и не будет сбавлять темпы роста. Впрочем, причина успеха «ВкусВилла» не только в ориентации на местных поставщиков. В компании разработали необычную систему менеджмента, в основе которой лежит принцип самоуправления. Это стимулирует эксперименты, которые жизненно необходимы бизнесу, особенно в трудные времена.

Андрей Кривенко считает, что сейчас речь идет вовсе не о выживании компаний, а о развитии, потому что «кризис — время возможностей». Честно говоря, я не очень люблю эту фразу, она частенько употребляется в психотерапевтических целях. И все-таки у многих компаний действительно есть шанс занять опустевшие ниши и заработать. Несмотря на сложности (или благодаря им), в ближайшие годы в нашей стране будет происходить много интересного, на выжженной почве вырастут новые проекты. В России огромное количество людей, которые умеют думать и делать. Вся надежда на них.