Правила лидера
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вся правда о Стиве Джобсе

Уолтер Айзексон

История его жизни — чисто героический миф: в 1976 году в гараже родителей создал компанию Apple, в 1985-м был из нее изгнан, а в 1997 году вернулся и спас свое детище, бывшее на грани банкротства. Стив Джобс умер в октябре 2011 года. Он успел сделать Apple самой дорогой компанией в мире, попутно преобразовав семь отраслей: персональные компьютеры, анимационные фильмы, музыкальные записи, телефоны, планшетные компьютеры и цифровое издательство. Тем самым основатель Apple вошел в пантеон величайших американских новаторов наряду с Томасом Эдисоном, Генри Фордом и Уолтом Диснеем. Никто из них не был святым, но, даже когда забудут их самих, история сохранит память о том, как они раздвинули границы технологий и бизнеса. После выхода биографии Джобса несметное число читателей пыталось найти в ней уроки для руководителей. Некоторые смотрели глубоко, но мне кажется, что большинство (особенно из тех, кто сам не занимался предпринимательством) видело в основном недостатки его характера. По моему мнению, квинтэссенция Джобса — в том, что сама его личность определила стиль ведения бизнеса. Он действовал так, будто стандартные правила на него не распространяются, а свойственные ему в повседневной жизни страсть, энергию и эмоциональность переносил на создаваемые продукты. Его резкость и нетерпеливость проистекали из стремления к совершенству.

В одну из последних наших встреч, когда большая часть книги уже была написана, я в очередной раз спросил его о жесткости в общении с окружающими. «А вы посмотрите на результаты, — ответил он. — Все, с кем я работаю, очень умные люди, и любой из них, если бы чувствовал обиду, мог уйти и занять ключевой пост в другой компании. Но они остаются». Затем он задумался и сказал чуть ли не с тоской в голосе: «И мы вместе сделали удивительные вещи». И действительно, за прошедшие годы Apple выпустила больше хитов, чем любая другая новаторская компания: вспомним iMac, iPod, iPod nano, iTunes Store, Apple Stores, MacBook, iPhone, iPad, App Store, OS X Lion, не говоря уже о всех фильмах студии Pixar. А когда Джобс боролся со смертельной болезнью, рядом с ним были по-настоящему преданные коллеги, которых он вдохновлял на протяжении многих лет, любящие жена, сестра и четверо детей. Поэтому, мне думается, что, если мы хотим чему-то у Стива Джобса научиться, нужно не забывать, что ему удалось. Как-то я задал ему вопрос о том, что он считает своим самым главным творением, ожидая услышать в ответ: iPad или Macintosh. Но он сказал: компания Apple. Создать фирму, способную функционировать так долго, было сложнее и одновременно важнее, чем придумать какой-нибудь суперпродукт. Как он это сделал? В бизнес-школах искать ответ на этот вопрос будут еще сто лет. Но вот что я считаю его главными ключами к успеху.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте