Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какие компании становятся суперзвездами

Джеймс Маника , Майкл Биршан , Шри Рамасвами
Иллюстрация: APEXPHOTOS/GETTY IMAGES

Споры о компаниях-суперзвездах и «эффекте суперзвезды» все усиливаются — отчасти в ответ на быстрый рост глобальных технологических компаний в США. Но, присмотревшись поближе, можно заметить, что этот феномен — не то, чем он казался раньше. Возможно, здесь задействованы более сложные движущие силы.

В исследовании, проведенном McKinsey Global Institute, мы изучили феномен суперзвезд среди компаний, секторов экономики и городов. Суперзвездами мы называем компании, секторы и города со значительно большей долей доходов по сравнению с конкурентами и способные сильно от них оторваться. Мы обнаружили, что этот феномен действительно присутствует среди компаний, городов и (в меньшей степени) секторов. В этой статье мы уделим основное внимание компаниям, а в конце дадим краткий комментарий относительно секторов экономики и городов.

Мы проанализировали почти 6 тыс. крупнейших государственных и частных компаний, годовой доход которых превышает $1 млрд. На них приходится две трети мировых доходов и прибыли до налогообложения и амортизации (EBTDA). Чтобы выделить компании-суперзвезды, мы взяли в качестве критерия экономическую прибыль (прибыль фирмы после вычета альтернативных издержек): из совокупного дохода мы вычли стоимость капитала и умножили результат на суммарные капиталовложения. Мы сосредоточились на экономической прибыли, а не на размере доходов, доле рынка или росте производительности, потому что эти критерии могут относиться просто к крупным компаниям, не создающим экономической ценности.

10% ведущих компаний, проанализированных нами (суперзвезды по нашим критериям), создают 80% всей экономической ценности в нашей выборке, то есть на них приходится 80% экономической прибыли фирм с доходом более $1 млрд. На 1% лучших компаний приходится 36% экономической ценности, создаваемой публичными и частными корпорациями такого уровня доходов по всему миру. 10% компаний с худшими показателями уничтожают приблизительно столько же экономической ценности, сколько создают компании-суперзвезды. Распределение экономической ценности также со временем становится более ассиметричным и в начале, и в конце рейтинга. Компании-суперзвезды сегодня в среднем создают в 1,6 раза больше экономической прибыли, чем 20 лет назад. Но на 10% компаний с самыми низкими показателями, в свою очередь, приходится в 1,5 раза больше экономического ущерба, чем 20 лет назад.

Вопреки расхожему мнению к компаниям-суперзвездам относятся не только технологические гиганты Кремниевой долины. В их число входят компании из всех регионов и секторов, в том числе международные банки и производственные компании, западные потребительские бренды с давней историей и быстрорастущие технологические компании США и Китая. Более того, распределение по секторам и географическому положению компаний-суперзвезд сегодня разнообразнее, чем 20 лет назад. Суперзвезды принимают более активное участие в международных потоках торговли и финансов, более технологически развиты и занимают первые места в списках самых ценных компаний, самых уважаемых брендов, самых желанных мест работы и наиболее инновационных предприятий.

Но нет покоя голове в венце: в каждом бизнес-цикле почти половину компаний, входивших в звездные 10%, из этого списка вытесняют конкуренты. Среди 1% лучших компаний две трети не входили в этот процент еще десять лет назад. Значительные изменения в составе компаний-суперзвезд происходят как в начале, так и в конце рейтинга: когда звездные фирмы терпят крах, 40% из них оказываются среди 10% компаний с самыми низкими показателями. В то же время многим компаниям удается подняться с низших позиций — иногда до самого верха рейтинга. Такой уровень ротации сохраняется последние 20 лет.

Об авторах

Джеймс Маника (James Manyika) — директор McKinsey Global Institute.

Майкл Биршан (Michael Birshan) — соруководитель практики McKinsey по стратегии и корпоративным финансам.

Шри Рамасвами (Sree Ramaswamy) — старший политический аналитик Министерства торговли США, ранее — партнер McKinsey Global Institute.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте