Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Японский ответ Брекситу

Пол Мейдмент
Иллюстрация: COLIN ANDERSON PRODUCTIONS PTY LTD/GETTY IMAGES

Все еще неясно, когда Великобритания покинет Евросоюз. Предполагалось, что «днем Брексита» станет 29 марта, но премьер Тереза Мэй запросила отсрочку на три месяца, во время которой она постарается убедить парламент одобрить уже дважды отвергнутый им, но согласованный с Брюсселем план. Отсрочка предполагает единогласную поддержку других 27 членов ЕС, что едва ли можно назвать гарантированным раскладом. В то же время возможным вариантом развития событий остается «жесткий Брексит», который будет означать полное отсутствие договора о последующих отношениях между Великобританией и Евросоюзом.

Этот вариант принесет некоторого рода ясность, но последующая неопределенность мучительна для бизнеса, затронутого политическим процессом.

Японские компании, инвестировавшие в Великобританию, представляют собой интересный пример того, как международный бизнес пытается справиться с политическим смятением, вносящим смуту в британскую экономику в связи с Брекситом. Работающие в Великобритании японские фирмы и японский посол в Лондоне в не свойственной им откровенной манере выказали свое недовольство относительно Брексита и того, как неумело британские политики подходят к решению этой проблемы. Тем не менее, уходить из Великобритании они пока не спешат, а вместо этого, ожидая, пока из хаоса, наконец, возникнет некоторая ясность, предпринимают определенные шаги, которые должны их защитить.

К таким шагам можно отнести перенос штаб-квартир в Евросоз и переезд в страны, где юридически осуществляются финансовые операции. Когда станут ясны ключевые аспекты торговых и инвестиционных отношений между Великобританией и Евросоюзом после Брексита — от пошлин до таможенных процедур, от изменений в схемах поставок до ставок налога на прибыль — японские компании определятся с тем, остаются ли они в Великобритании, уходят ли назад в Японию или переезжают в Евросоюз, и, если так, то с какой скоростью будет осуществляться эта передислокация.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то, скорее всего, между Японией и Соединенным Королевством будет заключено соглашение о свободной торговле. Тем не менее, переговоры о нем были приостановлены в феврале. Японская сторона настаивала на условиях более выгодных, чем те, которые действуют в рамках соглашения Японии с Евросоюзом. Так она намеревалась компенсировать меньший размер отдельно взятого британского рынка, а также то обстоятельство, что подразделения японских фирм в Соединенном Королевстве больше не будут иметь неограниченный доступ к единому рынку Евросоюза.

Японские инвестиции все еще добираются до Великобритании, но в Евросоюз они приходят быстрее. С начала 2015-го по июнь 2016 года, когда в Великобритании прошел референдум, определивший выход из Евросоюза, японские инвестиции в Великобританию и остальные страны ЕС росли примерно с одинаковой скоростью. Начиная с середины 2016 года, темпы роста инвестиций в ЕС остались на прежнем уровне, а рост инвестиций в Великобританию замедлился в два раза.

Совокупные инвестиции японских компаний в британскую экономику составили $158 млрд. Как следует из данных Банка Японии и Министерства экономики, торговли и промышленности, 634 японских компании отчитались о годовых продажах на $68 млрд и найме 150 тысяч работников (по состоянию на конец марта 2017 года). Промышленное производство составляет лишь четверть от общего числа японских инвестиций в Великобританию, хотя на эту сферу приходится больше 60% британских работников. На сферу услуг приходится 60% инвестиций, но в ней заняты меньше 40% работников.

Наиболее заметная доля инвестиций приходится на японскую «большую тройку» автопроизводителей — Honda, Nissan и Toyota. На их предприятиях, как в производстве, так и в сфере продаж, работает 60 тысяч британских сотрудников. Совместно они производят 40% всех автомобилей, которые выпускаются в Великобритании, и именно с их приходом на британский рынок связано возрождение британского автомобильного производства, уничтоженного в 70-е годы прошлого века. Ирония, однако, заключается в том, что их заводы (как и рабочие места) находятся в таких городах, как Сандерленд и Суиндон, в подавляющем большинстве высказавшихся за Брексит.

Инвестиционные расчеты японских автоконцернов зависят не только от Брексита. Среди других факторов общее снижение продаж транспортных средств в Европе, а также японско-европейское торговое соглашение, которое делает более целесообразным централизованное производство некоторых моделей в Японии.

В конце февраля Nissan объявила, что выпуск моделей Infiniti Q30 и QX30 на их заводе в Сандерленде на северо-востоке Англии будет прекращен к середине этого года в рамках общего вывода брендов класса люкс из Западной Европы в свете жесткой конкуренции с немецкими производителями. Такое решение последовало за объявлением об отмене планов по производству новой модели спортивных внедорожников X-Trail на том же сандерлендском заводе, где работает около 7 тысяч человек. Но эта отмена произошла в связи с неопределенностью, вызванной Брекситом.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте