Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Продолжится ли китайский рост?

Аллен Моррисон , Дж. Стюарт Блэк
Фото: Richard John Seymour

Китай на подъеме — это бесспорно. В 2018 году китайских компаний в рейтинге Fortune Global 500 было почти столько же, сколько американских: 111 против 126. В 1995 году в список входили всего три компании из Поднебесной; в 2018-м три уже были в десятке крупнейших. Неудивительно, что, по предположению некоторых обозревателей, Китай вскоре обойдет США по этому показателю.

Возможно, так оно и будет, но вряд ли триумф продлится долго. Причина нашего скептицизма — пример Японии, которая в 1995 году заняла 2-е место в списке, отстав от США всего на четверку компаний. Этому способствовал невероятный по масштабу взлет национальной экономики в период с 1973 по 1995 год — на 1171% (почти в 12 раз). Почти то же самое происходит сейчас с Китаем: с 1995-го экономика страны выросла в 16,6 раза — с $735 млрд до $12,2 трлн, причем рост ВВП и покорение китайскими компаниями Global 500 коррелируют на 99%.

Мы полагаем, что, как и в случае с Японией, доля Китая в мировом бизнесе обусловлена динамичным развитием национальной экономики. Три крупнейшие китайские компании в рейтинге 2018 года — Государственная электросетевая корпорация Китая, Китайская нефтехимическая корпорация и Китайская национальная нефтегазовая корпорация — более 85% своей выручки получили на внутреннем рынке. Все три (как и еще 84 из 111 китайских компаний в спис­ке) — государственные предприятия (ГП), для которых рост за счет внутреннего рынка — естественное явление. Но продажи на внутреннем рынке — основной источник доходов и для многих частных предприятий (ЧП) в рейтинге. У технологических гигантов Alibaba и Tencent, например, этот показатель составляет 74 и 80% соответственно. Вывод напрашивается сам собой: за исключением нескольких фирм (в их числе Huawei и Lenovo, у которых доля экспортных продаж в выручке составляет 50 и 75%), подавляющее большинство китайских компаний, вошедших в Global 500, не защищены от внутреннего экономического спада.

А такой спад, по нашему мнению, неизбежен. Демографические данные свидетельствуют, что трудоспособное население Китая сокращается. Если не принять решительных мер по повышению производительности труда, это приведет к падению темпов роста ВВП. Япония в аналогичной ситуации так и не смогла довести производительность до уровня, при котором экономика может расти. Вряд ли китайским фирмам повезет больше. Ведь те факторы, что обусловили впечатляющий рост китайской экономики в последние

20 лет — низкий начальный уровень производительности, избыток трудовых ресурсов на селе и легкий доступ к иностранным технологиям, — значительно ослабли.

Другая возможность предотвратить экономический спад — наращивание экспорта и продаж — также наталкивается на трудности: увлечение Китая кредитами может помешать нововведениям, вызвав нехватку капитала для инвестиций в зарубежные активы и тем самым снизит экспортный потенциал страны. Что касается китайского стиля управления, он сам по себе несовместим с инновациями. Именно поэтому мы считаем, что за стремительным взлетом китайских гигантов может последовать далеко не радужное будущее. Начнем с ­демографии.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте