Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему ВВП не приносит счастья

Амит Капур , Бибек Деброй
Фото: MALERAPASO/GETTY IMAGES

Благодаря экономическому росту уровень жизни по всему миру повышается. Но в современных условиях не учитывается тот факт, что стандартная метрика экономического роста, валовый внутренний продукт (ВВП), отражает лишь размер экономики государства, а не уровень благосостояния его народа. Однако политики и экономисты часто опираются на ВВП или ВВП на душу населения как на всесторонний показатель развития страны, что подразумевает ее экономическое процветание и социальное благополучие. В результате считается, что политика, нацеленная на экономический рост, полезна для общества.

Теперь мы знаем, что все не так просто: принимая во внимание исключительно ВВП и экономическую выгоду для измерения развития страны, мы игнорируем такие негативные последствия экономического подъема для общества, как изменение климата и рост неравенства доходов. Пришло время признать ограничения ВВП и расширить набор инструментов для измерения благосостояния, которые бы учитывали качество жизни общества.

Ряд стран уже приступили к этой задаче. Например, Индия, где мы оба работаем консультантами при правительстве, разрабатывает индекс комфортности жизни, который учитывает качество жизни, экономические возможности и устойчивость развития.

Когда мы перестанем измерять уровень развития страны исключительно в терминах производства, политика, проводимая государством, станет больше соответствовать тем аспектам жизни, которые действительно важны для жителей, что будет лучше для общества. Однако прежде чем пытаться доработать концепцию ВВП, важно разобраться, как она возникла.

Истоки ВВП

Как и многие привычные концепции, современная модель ВВП — продукт военной эпохи. Хотя изобретение ВВП часто приписывают Саймону Кузнецу (поскольку именно он стремился оценить национальный доход Соединенных Штатов в 1932 году, чтобы понять реальную глубину Великой депрессии), современное определение ВВП было дано Джоном Мейнардом Кейнсом во времена Второй мировой войны.

В 1940 году, спустя год после начала войны с Германией, Кейнс, служивший в Казначействе Великобритании, опубликовал эссе с замечаниями о недостаточности  экономической статистики для расчета производственной мощности британской экономики с учетом имеющихся ресурсов. Он утверждал, что нехватка данных не позволяет оценить готовность Британии к мобилизации и борьбе.

По его мнению, оценка национального дохода должна учитывать сумму частного потребления, инвестиций и государственных расходов. Он отклонил версию Кузнеца, бравшего в расчет доходы правительства, но исключавшего его расходы. Кейнс понимал, что если государственные закупки военного времени не будут учитываться в составе спроса при расчете национального дохода, ВВП будет снижаться, несмотря на фактический рост экономики. Его метод расчета ВВП, который включал государственные расходы, что было обусловлено потребностями военного времени, вскоре снискал признание по всему миру и широко применялся даже после окончания войны. Такое понимание ВВП превалирует и по сей день.

Почему ВВП не решает поставленных задач

Однако метрика, созданная для оценки производственных возможностей страны в военное время, не подходит для мирного времени. Во-первых, ВВП по определению является совокупной мерой, включающей в себя стоимость товаров и услуг, произведенных экономикой за определенный период. В нее не включаются как положительные, так и отрицательные последствия, проявляющиеся в ходе производства и развития страны.

Например, ВВП учитывает количество произведенных автомобилей, но не отражает поставляемые ими выбросы; он учитывает экономическую ценность сладких напитков, но не проблемы со здоровьем, которые они вызывают; он учитывает ценность строительства новых городов, но не оценивает уничтожение жизненно важных лесов. Как сказал Роберт Кеннеди в свой знаменитой предвыборной речи в 1968 году, ВВП «ВВП измеряет все, кроме того, ради чего стоит жить».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте