Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как Индустрия 4.0 меняет бизнес в мире и России

Иан Коулберн
Фото: Cameron Venti / Unsplash

Руководители компаний все чаще переключают внимание с повышения акционерной стоимости своих организаций на работу на благо общества в целом. Таким образом, четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) ведет к переосмыслению социальной роли бизнеса. Этот тренд отражен в третьем ежегодном отчете «Делойта» «Четвертая промышленная революция: на стыке готовности и ответственности», который определяет новую развивающуюся форму капитализма. Опрос более двух тысяч руководителей высшего звена из 19 стран подтвердил тот факт, что большая часть представителей бизнес-сообщества стремится обеспечить баланс между целями и прибыльностью.

Почти 60% руководителей отметили, что усиление положительного воздействия их организаций на общество является одним из пяти приоритетных направлений работы в рамках Индустрии 4.0. Для сравнения: два года назад всего 35% руководителей высшего звена полагали, что ведущие организации будущего должны уделять больше времени анализу результатов воздействия новых решений на общество.

Почему за два года руководители изменили свое мнение? Растущее внимание руководства к этой теме может быть обусловлено, в первую очередь, усиливающимся давлением со стороны внутренних и внешних заинтересованных сторон — сотрудников, инвесторов и потребителей. Согласно результатам опроса двумя основными причинами повышенного внимания руководства к социальным вопросам после получения дохода являются приоритет внешних заинтересованных сторон (40%) и давление со стороны персонала (20%).

По мере того как компании сталкиваются с новыми реалиями, руководство проводит переоценку своего подхода к трем основным областям Индустрии 4.0: социальному воздействию, управлению персоналом и стратегии.

Социальное воздействие: повышенная обеспокоенность и интерес к вопросам изменения климата

Вопросы, связанные с изменением климата и экологической безопасностью, все чаще привлекают внимание руководителей. Два года назад лишь 10% представителей высшего руководства считали, что их компании способны в значительной степени повлиять на экологическую устойчивость. Теперь же 48% респондентов полагают, что решение проблем, связанных с изменением климата, является одной из основных задач нынешнего поколения руководителей, а 38% считают столь же приоритетным вопросом стремление к устойчивому развитию.

Почти 90% опрошенных согласились с тем, что изменение климата окажет негативное воздействие на организации, а 59% заявили о разработке внутренних инициатив в области устойчивого развития (от сокращения числа поездок до прекращения использования пластика и т. д.). Еще 54% респондентов отметили, что рассматривают или уже реализуют социальные программы для решения вопроса изменения климата.

С каждым годом экологическая повестка и тема устойчивого развития становятся все более актуальными для российских компаний. По данным Национального регистра корпоративных нефинансовых отчетов, в 2015 году свои отчеты публиковали 158 компаний, а в 2019 их количество увеличилось до 176.

В сентябре 2019 года Россия ратифицировала Парижское соглашение — крупнейшую глобальную инициативу по борьбе с изменением климата, а в декабре 2019 года Банк России присоединился к Сообществу центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы. В ответ на эту тенденцию некоторые компании, осознавая связанные с климатическими изменениями риски, полностью пересматривают свои методы ведения бизнеса или внедряют стратегии, ориентированные на ответственных потребителей.

Вместе с тем наш анализ показывает, что в России наблюдается несоответствие между уровнем интереса к данному вопросу и объемом фактических усилий, направленных на реализацию целей устойчивого развития. Треть компаний не имеют четко выраженной основной цели, которая включала бы в себя экологическую повестку. Три четверти не связывают свою основную цель с целями в области устойчивого развития. При этом абсолютное большинство организаций считает, что они и без того вносят свой вклад в развитие общества, экономики и охрану окружающей среды.

Несмотря на это мы отмечаем, что все больше компаний не просто декларируют свою деятельность с точки зрения устойчивого развития. Переход от количества отчетов об устойчивом развитии к качеству внедряемых в российских компаниях инициатив становится все более очевидным.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте