Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стоп-кран для глобального бизнеса

Абрахам Ньюман , Генри Фаррелл
Фото: Gettyimages/Ababsolutum

Когда кончилась Холодная война, мировой бизнес с энтузиазмом принялся выстраивать глобальную инфраструктуру. Цифровые каналы перемещают по планете гигантские объемы капитала и данных, цепи поставок пересекают границы и объединяют коммерцию в единый организм. Сложнейшая сеть взаимодействий обеспечивает стабильную работу глобальной экономики — ее часто не замечают, потому что многие участки этой сети скрыты от посторонних глаз.

Несмотря на децентрализованность и запасные  каналы, в этой сети встречаются узкие места. Например, большинство транзакций между банками глобальной финансовой системы проходят через одну организацию, расположенную в Бельгии. Информационные хранилища для облачных вычислений, как правило, расположены в США. Сложные цепи поставок порой зависят от нескольких компонентов — как, например, устройств на ОС Android от чипов Qualcomm.

Эти узкие места позволяют государствам манипулировать вроде бы политически нейтральной инфраструктурой в своих национальных интересах. Активность КНР в сфере оборудования для 5G вызвала опасения на Западе именно потому, что за счет нее китайцы могут получить доступ к ключевым элементам формирующихся сетей коммуникации. Рассорившись с Сеулом, Япония не так давно ограничила экспорт в Южную Корею трех химических соединений, необходимых для производства полупроводников. США агрессивно используют свой контроль над рядом вроде бы чисто технических средств поддержки международной торговли, явно желая сделать их орудиями мирового господства.

Эта новая реальность хорошо описана бывшим директором Агентства национальной безопасности Майклом Хайденом. Он оправдывал то рвение, с которым власти США давили на ИТ-компании, привлекая их к программе слежки и побуждая делиться конфиденциальными данными со своих серверов, расположенных на территории страны: «Здесь мы играем на своем поле… Если у нас самая мощная на планете сеть компьютеров и телекоммуникаций, то почему мы не можем использовать ее в своих интересах?»

Сегодня политические риски для компаний проистекают не только от развивающихся стран, которые могут внезапно сменить правила игры или национализировать ваши активы. Они исходят и от сильных, богатых государств, превращающих экономические сети в свое политическое оружие. Ставки очень высоки. Компании, изолированные от важнейшей инфраструктуры, вылетают в трубу. Если власти США заблокируют доступ  к защищенной системе межбанковских переводов какому­-нибудь глобальному банку, поставляющему финансовые услуги «врагам» Америки, на его глобальности можно смело ставить крест. Если производитель высокотехнологичной продукции не сможет купить новейшие чипы, у него возникнут огромные проблемы. Если компании, контролирующие цифровые хабы, будут вынуждены сотрудничать с госорганами, это ударит по их репутации. В частности, гиганты Google и Facebook* сдали позиции на иностранных рынках, когда Эдвард Сноуден раскрыл гражданам факты их сотрудничества с американской системой слежки.

Как же международным фирмам защитить себя? Главное — изучить, как устроены сети, на которые опирается ваша работа, и разработать планы действий на случай их политизации. Но для начала руководству надо принять как факт, что мир и роль Америки в нем уже не те, что прежде.

АМЕРИКА: НОВАЯ РОЛЬ

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте