Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему разделение Facebook* не сделает соцсети менее опасными

Синан Арал
Иллюстрация: ohlamour studio/Stocksy

«Социальная дилемма» — один из самых злободневных фильмов на Netflix. Для тех, кто его не видел: он разоблачает опасности социальных сетей, и я в восторге. Нам нужно сосредоточить внимание на этой проблеме. Тревога вокруг нее нарастает с тех пор, как вышли в свет фильмы вроде «The Great Hack» и книги вроде «Surveillance Capitalism» и «Zucked». Моя новая книга «The Hype Machine» начинается с того, чем заканчиваются эти фильмы и книги, — с вопроса: «Что мы можем сделать, чтобы устранить нынешний кризис социальных сетей?»

В этой книге я подробно рассматриваю вопрос, поможет ли разделение Facebook* на части осушить болото в социальных сетях. Разумеется, авторы антимонопольных законов так и рвутся разобрать на запчасти крупнейшую в мире социальную сеть. Они долго перечисляют действительно существующие разновидности наносимого ею вреда, такие как подтачивание неприкосновенности частной жизни, распространение дезинформации и разжигание ненависти, усугубление политической поляризации и угроза манипуляции результатами выборов. По их мнению, конкуренция вынудит Facebook* решить эти проблемы. Однако плохо продуманные антимонопольные меры, не подкрепленные структурной реформой, не только не помогут их решить, но и ухудшат положение. Чтобы понять, почему, обратитесь к экономической логике этих бизнесов. 

Социальные сети тяготеют к монополизации из-за сетевых эффектов. Ценность сетевой платформы напрямую зависит от количества подключенных к ней людей. Если их становится больше, возрастает ее ценность для всех. Чем больше пользователей в сети, тем сильнее ее притяжение. А чем оно сильнее, тем крепче сеть держит своих клиентов. Разборка Facebook* на запчасти может замедлить этот процесс, но не изменит того факта, что со временем сетевые эффекты приводят к образованию полных и неполных монополий.

Руководство компаний, управляющих социальными сетями, подкрепляют тенденцию к монополизации, отрезая пользователям пути к отступлению. Они делают свои платформы несовместимыми друг с другом и мертвой хваткой держат данные, которые мы загружаем (и которые они о нас собирают). Уйти с Facebook* или Instagram* — значит потерять наши фотографии, наши разговоры, сами наши воспоминания. Вырваться из высокотехнологичной золотой клетки трудно, и это приводит к усилению монополизации таких компаний, вызванной сетевыми эффектами.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте