Экономика

Талант и мудрость

Константинов Геннадий

Постиндустриальная экономка, общество знания, радикальные инновации — ключевые темы, волнующие современный бизнес. Руководители всерьез задумываются о привлечении талантливых сотрудников и начинают экспериментировать. Результаты оказываются противоречивыми. И вопрос управления талантами вызывает бурные дискуссии. Давид Шустерман в «Ведомостях» утверждает, что России «нужна теория борьбы с креативностью в организациях и развитие рационализма». Ему в своем блоге на «Слоне» возражает Сергей Филонович: «Опасны не таланты, а неправильное к ним отношение». О чем же эта дискуссия? О креативности, таланте и гениальности в бизнесе или о том, что бизнес начинает сближаться с творчеством? Мир становится нелинейным и быстрым, а бизнес — чрезвычайно сложным. Планирование, анализ и руководство часто оказываются беспомощными; приходится опираться на воображение, творчество и страсть.

Талант часто определяется через креативность, новизну, способность творить. Но не стоит забывать, что креативность и творчество — не одно и то же. Творчество — это создание смыслов, креативность же бывает бессмысленной. Творческий процесс по своей сути процесс созидательный. Талант в этом контексте — способность создавать в какой-либо сфере новое содержание: новые продукты, новые структуры. Талант производит интеллектуальный продукт. «Творчество — есть духовное делание, в котором человек забывает о себе, отрешается от себя в творческом акте», — утверждает Николай Бердяев. А Мишель Кассу и Стюарт Кубле в книге «Жизнь, живопись и страсть» пишут: «Творить — значит двигаться в неизвестность, в таинственный внутренний мир, предчувствовать, воскрешать погребенные впечатления, жить свободно и не беспокоиться о результате». Руководить людьми, которые придерживаются этого принципа и не склонны беспокоиться о результате, действительно трудно. Поэтому творчество необходимо «встроить» в процесс управления по целям — а сделать это можно, лишь обладая мудростью. Мудрость — это способность сочетать новое со старым, использовать прежний опыт для решения новой проблемы. Она связана с острым пониманием того, какое действие необходимо предпринять, чтобы изменить природу вещей или процессов. Элхонон Голдберг в книге «Парадокс мудрости» определяет мудрость как «фундаментальную прагматику жизни» и умение соединять вновь полученные знания и опыт, новые смыслы и текущую парадигму деятельности. В бизнесе мудрость рождается и вызревает из опыта многих стратегических жизней.

Очевиден вывод: чтобы управлять талантами, нужно обладать мудростью. Только мудрый руководитель может успешно соединять свободу творчества и способность достигать результатов. Современный бизнес остро нуждается в сочетании гениальности и мудрости, продуктивном соединении таланта и стратегического опыта. Возможно, в России действительно много талантов, но мало мудрых руководителей?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте