Экономика

Литературная подоплека

Мария Божович

Вся история экономики — поиск ответа на вопрос о том, что есть благо для общества и для каждого его члена в отдельности. Немецкий историк экономики и финансист, преподаватель Принстонского университета Георг фон Вальвиц в книге «Мистер Смит и рай земной. Изобретение благосостояния» показывает, как от Адама Смита до Карла Поппера эта наука ­искала ответа — формулу всеобщего процветания. В сущности, она занималась тем же, чем литература и философия: искала рецепт счастья — и каждые 50 лет открывала его заново, повинуясь ­переменам общественного настроения. Именно поэтому Вальвиц видит в экономических построениях не собственно науку, а попытки осмысления жизни: «Экономика слишком важное дело, чтобы доверить его экономистам, лучше рассматривать ее со стороны: с точки зрения более “мягких” дисциплин и художественной литературы… Литература одалживает у экономики чувство реального, а экономика берет у поэтов ­чувство возможного». Все началось в эпоху Просвещения. Патриархальное общество, в котором между знатностью и богатством стоял знак равенства, доживало последние дни. Что же изменилось в XVIII веке? Первым это объяснил писатель и философ Франсуа-Мари Аруэ, более известный как Вольтер. Не будучи знатным, он упорно стремился к успеху в высшем обществе и, казалось бы, снискал его. Но как-то один заносчивый вельможа указал выскочке на место — и обиженный Вольтер уехал в передовую Англию. Если бы не эти обстоятельства, он возможно, и не задумался бы о том, что для благосостояния страны успешный коммерсант важнее кичливого аристократа. «Торговля, обогатившая английских горожан, способствовала их освобождению, а свобода эта, в свою очередь, вызвала расширение торговли; отсюда и рост величия государства».

image

Георг фон Вальвиц. «Мистер Смит и рай земной. Изобретение благосостояния»

Изд-во «Ad Marginem» вместе с музеем «Гараж», 2014

«Глубокий эконом» Адам Смит в своем opus magnum «Богатство народов» описывал механизм самоосуществления благоденствия: нравственное начало встроено в рыночную модель. Всякий коммерсант старается как можно лучше сделать свою работу, чтобы результат его труда был востребован. «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими собственных интересов», — пишет Адам Смит. Ни религия, ни мораль как таковая, ни даже государственные законы не нужны для того, чтобы корректировать устройство рынка — оно изначально разум­но. Каждый делает то, что ему выгодно, а в результате рождается общее благосостояние.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте