Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Глобализация: эпоха Трампа

Гемават Панкадж

Бизнес в смятении пытается найти свое место в нынешнем мире, который сильно изменился за прошедший год. Миф о планете без границ разбился вдребезги. Традиционные столпы открытого рынка, США и Великобритания, покачнулись, а самым последовательным сторонником глобализации внезапно стал Китай. В июне 2016 года результаты «Брексита» потрясли Евросоюз. Президентскую кампанию в США сопровождало негативное освещение глобализма в СМИ.

Спустя всего неделю после инаугурации Дональда Трампа, когда опасность торговой вой­ны казалась вполне реальной, журнал Economist опубликовал передовицу «Отступление глобальной компании», в которой объявил: «Под угрозой главная бизнес-идея последних 30 лет… Уходят в прошлое преимущества масштаба и игры на ценовых различиях». А Джеффри Иммельт, глава GE, даже заговорил о «развороте» компании от глобализации к локализации.

Но действительно ли массовый поворот — единственно верное решение в наши неспокойные дни? Или, чтобы не сворачивать дела, транснациональной компании нужно опереться на локализацию — производство и даже разработку продукции там, где она продается? Нет

и нет. Вспомните, что всего десять лет назад бизнес-лидеры были убеждены: мир становится «плоским» — и глобальные компании, не сдерживаемые границами, скоро будут доминировать в мировой экономике. Эти мечты не сбылись. Сегодня маятник качнулся в другую сторону: вас призывают к массовому отходу от глобализации перед лицом активизировавшегося протекционизма. Но хотя многие надежды глобального бизнеса разбились — особенно в США, говорить о закате слишком рано: не стоит путать кнопку перемотки назад с кнопкой выключения.

Полномасштабный отказ от глобализации или излишний упор на локализацию помешает компаниям создать ценность за рубежом, используя стратегии, которые сохраняют и свою эффективность, и свой потенциал. Нынешняя нервозность рынков требует от международных компаний тонкой перенастройки оргструктур

и социальных программ. В статье я разберу типичные ошибки в представлениях о том, что изменилось, предложу рекомендации, которые помогут лидерам решить, где и как конкурировать, и расскажу о роли международных компаний в сегодняшнем сложном мире.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте