Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Спасая еврозону

Марк Блит , Эрик Лонерган

Что общего у дефляции и все возрастающего расслоения общества? У европейцев слишком много и того, и другого. И то, и другое ставит под угрозу начавшийся процесс восстановления глобальной экономики. Несмотря на то, что экономика США на всех парах движется вперед, на росте зарплат это движение не отражается. Напротив, пользу из него извлекают в основном финансисты. В Европе дефляция и растущее социальное неравенство тесно переплетены, что еще более усложняет ситуацию.

До мирового финансового кризиса дефляция считалась проблемой исключительно Японии. Однако сегодня это «заболевание» приобрело особенную актуальность для стран еврозоны, где спрос граждан на товары и услуги в последнее время сильно снизился из-за крайне непродуктивных мер в налоговой политике.

Рост неравенства в доходах и благосостоянии имел место в развитых странах в течение последних тридцати лет, что стало следствием неравномерного распределения большей части прибыли, получаемой от развития технологий, глобализации и сокращения объёмов вмешательства государства в экономику, что повлияло на расслоение населения в каждой из стран ЕС. Если оставить в стороне вопросы политической легитимности, возникающие в этой связи в демократических государствах, высокий и устойчивый уровень социального неравенства плохо сказывается на темпах роста экономики в долгосрочной перспективе. Данная позиция уже сейчас признается аксиомой всеми компаниями, даже не имеющими ничего общего в своей деятельности, как например, IMF и Standard and Poor’s.

Политика, направленная на урегулирование мирового финансового кризиса, только обострила и усилила эти тренды. Для разрешения проблемы, связанной с отсутствием спроса на товары и услуги у населения, правительства начинают внедрять в свои бюджеты статью, подразумевающую затраты на инфраструктуру. Да, разумеется, улучшение инфраструктуры способствует развитию многих стран, и текущая весьма низкая заемная ставка для государственных проектов подразумевает, что именно сейчас самое подходящее время для подобного рода вложений. Но последняя попытка реализовать масштабную программу по развитию инфраструктуры в еврозоне, так называемый «План Юнкера», демонстрирует, что национальная политика в той или иной стране мешает воплощать в жизнь такие инициативы, да и сами по себе они зачастую несвоевременны и недостаточно серьезны, чтобы оказать должное влияние на всю экономическую систему ЕС.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

К тому же вместо того, чтобы продолжать стимулировать покупательскую способность населения, многие государства начинают чрезмерно сокращать расходы, особенно в Европе, что все больше тянет ее вниз, в экономическую пропасть. Используя различного рода налоговые инструменты как вспомогательные меры, монетарная политика должна была сосредоточиться на укреплении своих слабых позиций – денежно-кредитной политике. Нулевая процентная ставка означает, что центральные банки сделали выбор в пользу доступных цен на финансовые товары (акции и облигации), чтобы увеличить спрос и, соответственно, расходы. Однако финансовые активы сконцентрированы в руках у узкого круга собственников, что в конечном итоге влечет усиление имеющихся тенденций к росту неравенства в благосостоянии и доходах среди населения стран ЕС и не имеет никакого стимулирующего воздействия на спрос.

Обе эти усиливающиеся в последнее время тенденции ставят перед правительствами проблему налогообложения доходов. В настоящее время бремя выплаты подоходного налога все больше возлагается на средний и чуть выше среднего классы. Люди с более низкими доходами получают трансферы, нередко и налоговые кредиты, в то время как на другом конце цепочки потребления многие сверхбогатые люди вкладывают свои деньги в капитал, который облагается налогом по более низкой ставке, чем заработная плата. Пока план восстановления экономики в Европе продолжает терпеть неудачу, а зарплаты в США продолжают оставаться на прежнем уровне, несмотря на экономический рост, налоговые потоки будут становится все меньше, что повлечет за собой еще больший дефицит и все возрастающую необходимость населения сокращать свои расходы.

Если коротко подвести небольшой итог, больше всего страдают граждане со средним доходом, верхушка не тратит столько, сколько необходимо, а бедняки не зарабатывают достаточно. При этом предпринятые политические меры не решают поставленных перед ними задач. Нам нужна новая политика.

У европейского Центрального банка похоже вот-вот закончатся все традиционные методы решения: официальная процентная ставка де-факто отрицательная, и даже крупные сделки по приобретению активов едва ли смогут повлечь значительное увеличение расходов для домохозяйств. Стимулирование уже и без того отягощенных налогами мелких предпринимателей и корпораций к привлечению новых кредитов как способ оживления экономики в разгар рецессии – мера одновременно и неэффективная, и неосторожная. Итак, единственным решением, к которому склоняется все больше европейских стран, может стать «вброс» центральными банками денег для непосредственного финансирования расходов домохозяйств.

Милтон Фридман вообразил вертолет, летающий над обществом и сбрасывающий банкноты прямо с неба. Для простоты примера он предположил, что каждая семья получает одинаковую сумму денег. Для Фридмана совершенно очевидным было, что это повлечет увеличение расходов. Все практические примеры проводимой политики, аналогичной этой, налоговые льготы, например, свидетельствуют в пользу теории Фридмана: неудивительно, если ты дашь людям больше денег, они будут стремиться их потратить. Они не дают их взаймы под проценты, не хранят их и не бросают работу в надежде на бесплатную раздачу еды.

Как это может работать на практике в условиях современной экономики? И чем все это закончится: гиперинфляцией и закатом европейской цивилизации?

Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана

Самый простой способ простимулировать спрос – это наделить центральный банк полномочиями по распределению наличных денежных средств в равных долях между домохозяйствами. Например, европейский Центральный банк, которому законом прямо запрещено финансировать государственные расходы, может просто зачислять средства на банковские счета всех налогоплательщиков в еврозоне.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте