Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Общество должно дать «зеленый свет» компании Uber

Дерек ван Бевер

На прошлой неделе я получил предложение от журналиста The New York Times прокомментировать ситуацию, связанную с серьезными переменами в компании Uber (в том числе и сменой стратегии работы организации). Знаете, новый формат Uber — это белая и пушистая компания, готовая сотрудничать с государством, вносить свой вклад в устойчивое развитие страны, пропускать на дороге все автомобили и предоставлять доступ к нужной информации. На первый взгляд может показаться странным, что мне дали возможность прокомментировать новые назначения, я-то знаю, кто клоун во всей этой конторе. Да я и не сторонник агрессивного подхода Uber к политике регулирования индустрии такси, которую компания считает безнадежно устаревшей — в этом состояла непоколебимая позиция Трэвиса Каланика, гендиректора Uber.

С одной стороны, меня не стоило приглашать в качестве комментатора, но с другой — меня стоило послушать. Я глубоко убежден, что компания должна расти с позволения общества, и похоже, что господин Каланик и топ-менеджмент Uber тоже пришли к тому же выводу. Понятие «роста с позволения общества» — это не мой термин. Мне повезло, впервые я встретил его в переписке с Альфредом Чандлером (да-да, тем самым Альфредом Чандлером), это было почти 20 лет назад, во время моей работы над книгой. Это были типичные машинописные тексты, которые отправлялись адресату почтой — именно такой обмен письмами предпочитал профессор Чандлер. В то время, насколько я помню, мы обсуждали с ним перспективу развития Walmart, смогут ли они разрастись до больших пределов, чем мы им предрекаем. Что могло затормозить рост этой компании? Персонал фирмы? Привлекательное месторасположение? Оправданные сделки по приобретению новых активов? И в одном из своих писем, которое, надеюсь, мне удалось сохранить, профессор Чандлер написал: «Организациям требуется разрешение общества для дальнейшего роста». Имейте в виду, это случилось задолго до того, как руководство Walmart отошло от прежнего стиля управления, который описывался вот таким корпоративным лозунгом: «Плати меньше — живи лучше».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте