Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Гипотеза эффективного сообщества

Умар Хак

«Почему 25 менеджеров хедж-фондов зарабатывают столько же, сколько 658 000 учителей?» Острый вопрос, который задали мне в твиттере. От него заболит голова — и сердце.

Ответ упирается в Гипотезу эффективного рынка. Вот что она говорит (ее часто ругают и еще чаще неверно трактуют): «Теория эффективного рынка, как ее в 1960-е сформулировал Юджин Фама из Чикагского университета, утверждает, что цена акций отражает всю доступную информацию, которая может повлиять на их цену. При любом истолковании эта гипотеза не предполагает, что рыночная цена всегда точна».

Курсив мой.

Итог? Даже эффективный рынок не всегда бывает общественно-полезен, ведь этот принцип вполне может привести к ошибкам ценообразования — и получим пузырь, крах, коллапс: 2009, 1989, 1929 годы.

И тут должно сыграть свою роль общество.

Осмелюсь выдвинуть гипотезу. Гипотезу эффективного сообщества. Пусть эффективный рынок собирает «всю доступную информацию», зато эффективное общество — «всю качественную информацию». Эффективный рынок сортирует огромное количество данных, но эффективное общество — инструмент для сортировки качественной информации.

Сама по себе Гипотеза эффективного рынка сводится к вопросу об эффективности использования информации: цены включают в себя «всю известную информацию». Но в этот принцип не заложена ее продуктивность: включают ли в себя цены точные, надежные и существенные данные, то есть знание высшего уровня, а не бесполезный фоновый шум. «Вся информация» — это вовсе не обязательно нужная информация.

Назначение сообщества в том, чтобы обеспечить отдельных людей и организации не первыми попавшимися данными, но правильными, наилучшими. Пусть отфильтровывают дурную, неточную информацию из ненадежных источников и заменяют хорошей. Словом, сообщества — зеркальный образ рынка: где эффективный рынок хлопочет об информационной эффективности и где эффективное сообщество обеспечивает информационную продуктивность.

Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана

Я живу в большом городе, в микрорайоне, который сам по себе — особый городок. У меня есть свой мясник, булочник, любимое кафе и вместе мы образуем систему социальных связей и общих знаний: сообщество. Я знаю этих людей, они знают меня («Умар? Купит себе капучино и сидит у окна часами, пишет — скряга!»).

Это и есть эффективное сообщество. Оно порождает общее высококачественное знание — это во-первых. Во-вторых, это знание является публичным достоянием. В-третьих, из публичного достояния вырастает доверие. Доверие поддерживает и питает все рынки — товаров, услуг, финансов, какие существуют в моей сфере обитания, потому что это взаимное знание вынуждает нас хорошо себя вести.

Это была теория. Переходим к практическим советам.

Компания, которая сумеет создать эффективное сообщество, получит подрывное конкурентное (информационное) преимущество. Как приступить к делу?

Смысл — это миссия. Правильное использование социальных инструментов поможет предприятиям, живущим вчерашним днем, стать более социальными и создавать нечто осмысленное, то, что нужно и значимо для людей. В том-то и сила Гипотезы эффективного сообщества: она ясно указывает, с чего надо начать. Фирмы действуют внутри плотной всемирной сети рынков, но не внутри сообщества — и поэтому становятся до крайности асоциальными.

Читайте материал по теме: Кирилл Никитин: Почему мы не хотим
 платить налоги

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте