Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Все, что мы знаем о торговых платформах, пришло к нам из средневековой Франции

Рэй Фишман , Тим Салливан

В последнее время венчурные капиталисты души не чают в торговых платформах. Большинство так называемых единорогов, стартапов с оценочной стоимостью, превышающей $1 млрд, являются платформами — площадками, которые соединяют продавцов, покупателей и других игроков рынка, и где сами платформы выступают посредниками. К ним относятся и Uber, и Airbnb, и WeWork, и Amazon. Глядя на сегодняшнюю популярность такого рода проектов, вы, может быть, решите, что платформы — это техническая инновация XXI века. Увы, это не так. Принцип торговых платформ существует уже не одно столетие. И, как это часто бывает, история этого явления может кое-чему научить современных разработчиков.

Как и в случаях с другими общественными институтами, чтобы достичь успеха и процветания, рыночным площадкам необходимы любовь и внимание. Когда основатель рынка играет особо важную роль в его развитии и поддержании на плаву, мы называем такой рынок платформой. Кредитные карты, Facebook*, ваш iPhone — все они в том или ином виде представляют собой рыночные площадки, за которыми внимательно следят и ухаживают. И все они привлекают к себе разнообразные группы участников, совершающих друг с другом сделки: владельцев карточек VISA и розничных продавцов, пользователей соцсетей и рекламодателей, разработчиков приложений и владельцев смартфонов. Этот список можно продолжить: игровые консоли, контейнерные грузоперевозки, кредитные карты, почтовые сервисы, газетный и журнальный бизнесы, поисковые системы, продажа недвижимости, услуги медицинского страхования, торгово-развлекательные центры… Существуют даже платформы, такие как MicroVentures и FundersClub, которые соединяют инвесторов и стартапы, среди которых опять же много начинающих платформ.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте