Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Полярное слияние: то, что выгодно компаниям, может навредить экономике

Брюс Блониген , Джастин Пирс
Фото: hbr.org

В последние несколько лет мы наблюдаем рекордное количество слияний и поглощений. Одновременно с этим растет беспокойство об излишней концентрации производств и ее негативных последствиях. И хотя уже много написано о том, насколько слияния повышают или понижают экономическое благосостояние, конкретных данных за или против слияний весьма мало. В своем исследовании мы представляем новые свидетельства того, что, хотя слияния могут увеличить прибыль компаний, многие из них не приносят того роста эффективности, который бы поднял уровень благосостояния всего общества.

Компании сливаются, когда они видят возможность выгоды. Если прибыльность растет благодаря более низким издержкам (например, из-за повышения производительности труда или эффекта масштаба), результатом могут стать более низкие цены для потребителей и возросший уровень благосостояния. Но если выросшая прибыль связана с более высокой концентрацией силы на рынке, и, если компания, обладающая такой силой, использует ее для поднятия цен, тогда в целом влияние на уровень общего благосостояния становится отрицательным.

Эта концепция понятна на интуитивном уровне, но есть факторы, которые мешают измерить реальные изменения после слияний. Именно этим объясняется ограниченность систематического изучения подобных событий и их влияния на эффективность и рыночные силы.

В своей работе мы напрямую затрагиваем эти сложные факторы и предоставляем новые свидетельства об эффекте, который оказывают слияния на эффективность и монополизм в широком спектре отраслей экономики. Наше исследование охватывает все производственные предприятия, существовавшие в США с 1997 по 2007 год. Это важный и разнообразный сектор американской экономики, и мы можем получить подробные сведения о нем. На этот сектор приходится четверть всех сделок по слиянию и поглощению в США. Используя новые эмпирические техники в статистическом анализе, позволяющие более точно оценить результаты экспериментов, мы смогли преодолеть проблемы, связанные с тем, как отличить рост эффективности компании от роста монопольной силы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте