Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шрамы безработицы: почему молодые люди не могут повзрослеть

Джейлан Мортимер , Джереми Стэфф , Майк Вуоло

Влияет ли безработица на уверенность в себе, которая у молодых людей лишь начинает развиваться? Стоит ли родителям вмешиваться в их дела, помогая финансово или приглашая к себе пожить на время?

Эти вопросы немаловажны, поскольку уровень безработицы среди молодежи (в возрасте от 16 до 24 лет) в США в два раза выше, чем среди работников всех возрастов в целом (как в хорошие, так и в плохие времена для американской экономики). Кроме того, возвращение в родительский дом из-за потери работы или других сложностей стало достаточно распространенным явлением. Как безработица, так и невозможность вовремя покинуть родительский дом мешают переходу ко взрослой жизни, ведь многие молодые люди, не видя карьерных перспектив, откладывают окончание учебы, переезд в собственное жилье, создание семьи и не приобретают финансовой самостоятельности.

Многочисленные исследования подтверждают, что, став жертвой безработицы, взрослые склонны винить самих себя, что увеличивает риск депрессии и отчаяния (и этого следовало ожидать в обществе с высоким уровнем индивидуализма). Если работы долго нет и найти новое место становится все труднее, человек или остается безработным, или соглашается на труд, который оплачивается не так высоко, как прежде.

Молодые люди ничем не отличаются в этом отношении от других возрастных групп. Даже несмотря на то, что некоторая нестабильность в начале карьеры – нормальное явление, способность себя содержать и отдельное жилье, по которым так больно ударяет безработица, считаются самыми распространенными показателями взрослости. Те, кто не достиг этих и других нормальных возрастных показателей к 25-30 годам, могут начать сомневаться в том, что они на самом деле взрослые люди.

Наше исследование рассматривало вопрос, страдает ли уверенность в себе молодежи под воздействием безработицы. Мы опирались на данные из уникальной архивной базы данных под названием «Исследование развития молодежи». Она отслеживало статус занятости (работает, безработный, не начинал трудовую деятельность) у группы, состоящей из более чем тысячи молодых людей в городе Сент-Пол, штат Миннесота, на этапе их перехода от пубертатного периода к зрелости. Участники этой выборки родились в 1973-1974 годах, поступили в старшие классы осенью 1987 года (когда мы и начали их изучать), намеревались окончить школу в 1991 году и стали заниматься трудовой деятельностью на полную ставку в период относительного процветания 1990-х.

Мы начали наблюдения, касающиеся безработицы и родительской помощи у участников, достигших возраста 21-22 лет (в 1995 году) – возраста, на который приходится начало многих «взрослых» прав и обязанностей, и закончили десятилетие спустя, когда участники достигли возраста 31-32 лет (в 2005 году, до начала недавней Великой рецессии).

Опросы проводились семь раз в течение 11 лет. Мы фиксировали количество «безработных» месяцев каждого участника, и уточняли, получали ли они финансовую и жилищную поддержку от родителей в период отсутствия занятости. Также мы измеряли с помощью семи специально разработанных вопросов анкеты их уверенность в собственных силах, то есть убежденность человека в том, что он может добиться поставленных перед самим собой целей. Например, респонденты должны были согласиться или не согласиться (с разной степенью уверенности) с такими утверждениями: «Я способен сделать все, что поставлю себе в качестве задачи» или «То, что произойдет со мной в будущем, в основном зависит от меня».

Анализируя, как безработица, оба вида поддержки от родителей и уверенность респондентов в своих силах менялись с течением времени, мы смогли понять, страдают ли молодые люди от неуверенности в собственных силах во время периодов без работы или тогда, когда им приходится принимать помощь родных (и растет ли уверенность в своих силах в другие периоды). Поскольку на уверенность в собственных силах влияет и множество других обстоятельств во время этого переходного жизненного этапа, мы также учли и иные семейные факторы (например, образование и доход родителей, структуру родительской семьи, пол и принадлежность к меньшинствам), а также опыт самих молодых людей (включая школьную посещаемость, успехи в образовании, создание семьи и серьезные болезни).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте