Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Климатическое отчаяние»: что ждет бизнес и общество в 2020 году

Эндрю Уинстон
Фото: Sarah Silbiger/Getty Images

В своем ежегодном обзоре главных тем в области устойчивого развития и бизнеса — другими словами, сюжетов о том, как компании пытаются решать экологические и социальные проблемы и использовать возникающие при этом возможности — я всегда уделяю много внимания изменению климата. Но теперь эта тема уже не ежегодная, а постоянная. Список экстремальных, трагических и нанесших большой ущерб погодных катаклизмов в минувшем году шокирует: рекордная жара в Европе, июньский град в Мексике, сильнейшие наводнения в Небраске, бесконечные пожары австралийских лесов и чудовищные разрушения от тропических бурь в Мозамбике и на Багамах. К сожалению, это стало нормой.

Изменение климата стало и теперь всегда будет главной темой, контекстом всего остального (по крайней мере, в ближайшем будущем). Тем не менее в минувшем году отношение к проблеме значительно изменилось, и это заслуживает особого внимания. Давайте рассмотрим восемь самых знаменательных событий 2019 года в области устойчивого развития.

1. Стремительный рост протестного движения по борьбе с изменением климата

В конце года журнал Time назвал 16-летнюю экологическую активистку Грету Тунберг «Человеком года» — она стала самым молодым обладателем этого звания за всю историю. С конца 2018 и на протяжении 2019 года она стояла у истоков вновь возникшего глобального движения, говорила правду сильным мира сего и привлекла более 10 млн подписчиков в социальных сетях.

Ее инициатива не осталась без внимания: десятки тысяч бельгийских подростков услышали ее призыв и в январе 2019 года еженедельно выходили на акции протеста перед штаб-квартирой ЕС в Брюсселе. 15 марта прошли миллионные демонстрации по всему миру. В сентябре люди вышли на улицы Нью-Йорка в связи с саммитом ООН по климату, куда Грета приплыла на парусной яхте (в знак поддержки растущего движения против использования авиации — так называемого «флайтшейминга»).

Молодежь возглавляет борьбу с изменением климата, и бизнес должен подхватить инициативу. Эти дети, поколение Z, скоро вольются в ряды избирателей и потребителей, а в совокупности с миллениалами они уже составляют половину всей мировой рабочей силы. Поэтому неудивительно, что еще одно выросшее в минувшем году важное движение протеста было инициировано сотрудниками корпораций. Более 8,7 тыс. работников Amazon подписали открытое письмо генеральному директору Джеффу Безосу с требованием разработать план активных действий по борьбе с изменением климата. В сентябре сотрудники Microsoft организовали забастовку в знак протеста против «причастности компании к климатическому кризису». Если компании хотят привлечь и удержать лучших специалистов, они должны иметь сильную климатическую стратегию.

2. Мир все больше осознает серьезность климатического кризиса

Экологи не первый год спорят, можно ли добиться страшными пророчествами каких-то действий или предсказания конца света только угнетают людей. Трудно сказать, но в прошедшем году появилось еще одно довольно внушительное предостережение. В получившей широкую огласку книге «The Uninhabitable Earth» («Необитаемая Земля») автор Дэвид Уоллес-Уэллс утверждает, что паника может быть вполне оправдана, наглядно рисуя картину глобального потепления на три, четыре или более градусов по Цельсию (и картина эта очень пугающая).

Не осталось в стороне и научное сообщество, выдав нам, как написала редакционная коллегия издания The New York Times, «триаду пугающих докладов». Мы узнали, что (1) влияние на земельные ресурсы планеты настолько сильно, что под угрозой уже наша продовольственная безопасность и способность экосистем улавливать атмосферные выбросы, (2) нам грозит истощение океанов и гибель коралловых рифов, (3) мы даже не приблизились к необходимому темпу сокращения выбросов, чтобы можно было предотвратить эти последствия. Журнал Nature писал, что приближается «переломный момент в изменении климата», а банк HSBC оценил потенциальные расходы на здравоохранение в триллионы долларов.

Многие стали задумываться о проблеме. Все больше американцев теперь считают ситуацию кризисной (неудивительно, что «климатическое отчаяние» стало отдельным знаковым явлением в 2019 году). Появляется все больше данных об экономических издержках изменения климата. Крупные компании обнародовали и описали существенные риски в отчете для CDP (ранее Carbon Disclosure Project — «Проект по раскрытию информации о выбросах парниковых газов»): например, банки ожидают дефолта по ипотечным кредитам в затопленных регионах, штормы будут повреждать оборудование AT&T, а нехватка воды осложнит жизнь для Coca-Cola. Расходы перестали быть теоретическими выкладками. Но компании также указали в материалах для CDP и положительные перспективы: триллионы долларов доходов на потенциальных рынках низкоуглеродных технологий.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте