Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Как фото близких людей влияет на этичность сотрудников
Дэвид М. Майер , Крис Бауман , Эшли Е. ХардинВ какой мере возможно демонстрировать на работе свою личную жизнь? Согласно расхожему мнению, лучше всего оставлять семейные фотографии дома, чтобы на работе не сложилось впечатления, что вы бы предпочли быть не в офисе.
Однако наше недавнее исследование говорит о неожиданном позитивном влиянии личных фотографий на работе. По результатам серии экспериментов и полевого опроса работников мы обнаружили, что сотрудники менее склонны к неэтичному поведению (например, к завышению подотчетных сумм или присвоению представительских расходов), когда у них на рабочем месте стоят фотографии близких, — в сравнении с пейзажами, собственными фотографиями, фотографиями незнакомых людей или отсутствием каких-либо изображений.
По условиям исходного исследования, штатные сотрудники сообщали, каким образом они украшали свои рабочие места, приносили ли они фотографии своих близких. Руководители опрошенных работников отмечали, в какой степени тот или иной сотрудник совершал мелкие финансовые нарушения, например, завышал суммы в отчете о расходах. Мы обнаружили, что сотрудники, чье рабочее место было украшено фотографиями любимых людей, по отзывам руководителей, были менее вовлечены в финансовые махинации. Примечательно, что даже одна фотография близкого человека производила подобное действие; увеличение же количества фотографий не приводило к усилению положительного эффекта.
Мы разработали серию экспериментов, чтобы изучить это подробнее и выяснить, влияет ли на самом деле наличие фотографий на вероятность неэтичного поведения со стороны сотрудников — или только на оценки руководителей.
В одном из экспериментов мы просили студентов последних курсов выполнять в лаборатории различные задания. В качестве первого задания от испытуемых требовалось предположить, какие качества фоторамок наиболее ценят покупатели. Половине испытуемых предлагалось тестировать рамки, вставляя в них фотографии своей семьи, а другая половина использовала пейзажи из фотобаз. Не убирая фотографии, мы предложили студентам серию заданий, за успешное выполнение которых, по их собственной оценке, они получали награду. Задания включали в себя математические задачи, многие из которых не имели решения. За каждую задачу, которую студент посчитает решенной, он начисляет себе 25 центов. Вторая часть заданий представляла собой игру в кости, где за каждое выпавшее очко участник получает 50 центов; чем больше очков, тем выше выигрыш.