Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Будьте честными: как не поступаться принципами, даже если другие их постоянно нарушают

Майкл Бир
Иллюстрация: artpartner-images/Getty Images

В сентябре 2016 года компания Wells Fargo объявила, что заплатит $185 млн, чтобы урегулировать иск, поданный федеральными регулирующими органами и городом и округом Лос-Анджелес, при этом признав, что ее сотрудники открыли 1,5 млн счетов без ведома клиентов в течение пяти лет. После сообщений о таких откровенно неэтичных действиях акции компании упали в цене и в дальнейшем заметно уступали бумагам других компаний.

Генеральный директор Wells Fargo объяснил банковский скандал поведением нерадивых сотрудников организации — их затем уволили (около 5 тыс. человек). Но бывшие работники выступили против этого решения, заявив, что их уволили, хотя они работали добросовестно и сами добровольно сообщали о мошенничестве и некорректной практике продаж на горячую линию компании по вопросам этики. Несколько сотрудников также заявили, что их уволили после того, как они указали на проблему.

Приведенное в пример массовое нарушение этических норм — одно из самых серьезных за последние годы, и оно резко контрастирует с публично заявленной тогда миссией компании «удовлетворять финансовые потребности клиентов и помогать им добиться финансового успеха». К сожалению, даже искренне преданные высшим ценностям генеральные директора и работники их фирм могут поддаться давлению из-за необходимости зарабатывать прибыль.

В ходе своей консультационной работы я обнаружил, что открытый диалог является важным инструментом, который помогает лидерам и организациям успешно реализовывать этические стандарты. Если вы как топ-менеджер стремитесь к тому, чтобы следовать собственным принципам и идеалам в бизнесе, рассмотрите следующие стратегии.

Начните с себя

Путь к высоким этическим стандартам в бизнесе начинается с личных размышлений о личных ценностях и целях в жизни. Найдите время, чтобы честно спросить себя и понять, что для вас действительно важно и в чем заключаются ваши принципы.

Для начала запишите ключевые решения, которые вы принимали в своей жизни (например, выбор профессии, спутника или спутницы жизни, друзей), а затем подумайте, чем они были мотивированы и как вас характеризует эта мотивация. Например, недавно назначенный руководитель отдела, который прошел подготовку в сфере бухгалтерского учета, задумался о том, почему он вообще решил работать в компании, несмотря на другие, возможно, лучшие предложения. Он осознал, что посчитал эту организацию более дружелюбной, а корпоративную культуру более этичной. Затем он смог использовать полученную информацию, чтобы определить, каким лидером хотел бы быть.

Поговорите с командой

Спросите у старших участников команды, каковы их стремления и идеалы, какой они видят компанию. Такой диалог позволит вам как руководителю проверить собственные ценности, а затем прийти к консенсусу с другими. Вот как один топ-менеджер разработал заявление о целях компании:

На одной из первых встреч с коллективом мы говорили о том, какое наследие мы хотим в итоге оставить. Члены команды активно включились в обсуждение. У каждого было что сказать по этому поводу, и мы записали все возможные предложения. Затем мы стали искать общие черты и различия. Все идеи оказались связаны с людьми, доброжелательным отношением к ним и возможностями для их роста. Сегодня мы говорим не о видении, а о наследии, которое мы хотим создать.

Будьте готовы к тому, что планы могут сорваться

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте