Этика и репутация

Коварное доверие

Петров Сергей

Как экономический кризис связан с доверчивостью людей? Как компаниям и государствам бороться с недобросовестностью? Об этом рассказывает автор выдающихся трудов по экономике профессор Йельского университета Роберт Шиллер. На русском языке вышла написанная им в соавторстве с нобелевским лауреатом Джорджем Акерлофом книга «Spiritus Animalis. Как человеческая психология управляет экономикой».

В своей книге вы утверждаете, что некоторые экономические колебания связаны с тем, как меняются масштабы и допустимость злоупотреблений и недобросовестности. В чем тут связь?

Капиталистическая система полноценно функционирует, когда люди доверяют друг другу. Когда же в деловые отношения прокрадываются недобросовестность (люди формально не выходят за рамки закона, но руководствуются дурными побуждениями) и злоупотребления (крайняя форма недобросовестности, возникающая от склонности экономических субъектов к антиобщественному поведению), уровень доверия падает и в системе происходит сбой. И тогда приходится выбирать в партнеры, например, родственников, так как остальным уже не доверяешь, а это не способствует экономическому процветанию.

В 1991 году мне довелось работать с российскими коллегами Максимом Бойко и Владимиром Коробовым — мы сравнивали США и тогдашнюю Россию по ряду параметров (эта работа была в том же году опубликована в журнале American Economic Review). В частности, мы пытались понять, как в наших странах относятся к бизнесменам.

Мы задавали вопрос: хотели ли бы вы иметь среди своих друзей бизнесмена? Американцы не видели в этом ничего плохого. А россияне намного хуже относились к тем, кто занимается бизнесом. Вот это самое недоверие и влияет на экономику. Жители России при коммунистах восхищались людьми, которые играют в шахматы, пишут стихи и т.д. И это прекрасно, но бизнесменов тоже нельзя не уважать — они вносят вклад в развитие экономики. Кстати, интересно было бы повторить это исследование сегодня.

Влияние недоверия можно наблюдать и в США, и, подозреваю, в других странах. Сегодня американцы злы на бизнесменов. И эта злость подавляет нормальную деловую активность: не создаются новые предприятия, не развиваются новые рынки. Отчасти из-за этого мы стали терпимее относиться к увеличившемуся вмешательству правительства в экономическую жизнь. Теперь государству американцы доверяют больше, а предпринимателям — меньше. Впрочем, это, конечно, не означает, что американская экономика придет к социалистическому планированию.

То есть злоупотребления и доверие — понятия взаимосвязанные?

Да. В принципе уровень доверия в обществе определяется отчасти культурой, отчасти свойствами человека, которые у него возникли в ходе эволюции. Но чем больше люди доверяют друг другу, тем выше вероятность злоупотреблений и недобросовестности. Каким образом меняются настроения в обществе, до конца не изучено. Мы знаем пока, что периоды бума и процветания, вызванные в том числе доверием, запускают механизмы, разрушающие это доверие. Но понять, почему и как это происходит, — пока невозможно.

Существуют ли инструменты для измерения уровня доверия на том или ином рынке, в той или иной компании?

Пока что эта тема недостаточно разработана. Хотя исследования, выявляющие уровень доверия в разных странах, уже есть — например, опрос World’s Values Survey, который проводится примерно в сотне стран. К сожалению, пройдет не один год, прежде чем мы соберем достаточный массив данных, чтобы с уверенностью оперировать этим параметром.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте