Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ничего кроме правды

Джентайл Мэри

Джонатан только что получил повышение. В компании, производящей бытовую электронику, его перевели из центральной бухгалтерии в отдел региональных продаж на должность финансового контролера. Джонатан очень воодушевлен и хочет побыстрее стать своим в новом коллективе. Но к концу квартала выясняется, что в итоговом отчете показатели реализации товаров вздуты за счет сделок, закрывать которые будут уже в следующем квартале, и сделано это ради текущих премиальных. Руководитель группы молчит, значит, подобное происходит не впервые. За время службы в главном офисе Джонатану не раз приходилось сталкиваться с манипуляциями такого рода, и ему известно, чем это может закончиться. Но если раньше он был в лагере борцов с приписками, то теперь — работает бок о бок с теми, кто сам этим грешит. Может показаться, что речь идет об обычных бухгалтерских хитростях.

Но, казалось бы, невинная уловка влечет за собой серьезные последствия: ошибки в бюджете и прогнозах на следующий квартал, этические и даже юридические проблемы. Похожие ситуации возникают повсеместно, их нет только там, где мастерство управления доведено до совершенства. Реагировать на нарушения должны все менеджеры (значит, нужно их этому научить), а задача высшего руководства — создать атмосферу нетерпимости к обману и подтасовкам. Последние четыре года я собираю истории о людях, решившихся, что называется, поставить ребром вопросы этического характера. В моей коллекции — случаи из жизни руководителей всех уровней, но особенно меня интересовали повествования тех, кто только начал свой трудовой путь, и истории «с хорошим концом».

Вместе с социально-психологическим исследованием, посвященным принятию решений, эти рассказы пролили свет на то, что побуждает людей открыто противостоять подтасовкам и прочим неэтичным практикам. Выводы, которыми я делюсь в своей статье, помогут молодым руководителям в нужный момент проявить твердость, а высокопоставленным начальникам — создать сильную и честную корпоративную культуру.

Множество поводов, чтобы оправдать молчание

Если менеджер сталкивается с проблемой этического характера, чаще всего он слышит — или мысленно произносит — один из четырех классических доводов в пользу молчания.

Так тут принято. Скорее всего, что-то в этом роде услышал Джонатан, когда он попытался оспорить валидность квартального отчета о продажах. Позаимствовать немножко из будущих сделок — дело обычное, все так поступают. Да, но это не значит, что подтасовки цифр безобидны с финансовой и этической точек зрения.

Ничего страшного. Морин руководит разработчиками в компании, специализирующейся на создании компьютерных сетей. Когда выяснилось, что в 5% случаев при удалении информации с жестких дисков она стирается не полностью — а за эту операцию отвечала именно ее группа, — Морин поняла: к клиентам будут попадать компьютеры с данными прежних владельцев. Коллеги успокаивали ее: никто пока не жаловался и вряд ли станет, а при нынешнем сокращении издержек никто не захочет тратить деньги на доводку.

Это не мое дело. Мол, я тут совсем недавно, не мое дело вмешиваться, у меня нет полномочий и я мало что смыслю в этом. Так младших по должности частенько настраивают их старшие товарищи. Но каково было мое удивление, когда выяснилось, что те же аргументы в ходу и у высшего руководства. Например, Дениз, старший вице-президент и заместитель директора больницы, уличила пользовавшегося доверием консультанта в том, что он представил генеральному далеко не бесспорный финансовый прогноз. Она опасалась, что из-за этого ее начальник примет ошибочное решение и продаст больницу. Это было бы плохо и для пациентов. Дениз волновалась еще и потому, что была новичком: до недавнего времени она лишь руководила медсестрами и пока не успела толком освоиться. Дениз знала, что гендиректор уже загорелся идеей продажи, и боялась, что своему консультанту он поверит скорее, чем ей. Так и вышло: стоило ей затронуть эту тему, как ей дали понять, что высказывать сомнения неуместно, равно как и думать, что ее мнение кого-то интересует.

Не хочется никого подставлять. Нередко люди мучаются: то ли поступить по совести, то ли проявить солидарность с коллегами или начальством. Порой за этим вопросом стоит подлинная этическая дилемма, но чаще это просто довод в пользу бездействия. Именно такая проблема стоит перед Джонатаном. Если он исправит квартальный отчет о продажах своего отдела, то коллеги автоматически лишатся премиальных и, скорее всего, обвинят его в предательстве. А вот пример из жизни руководителя еще более высокого ранга. Дональд был председателем совета директоров хайтековской фирмы, когда она оказалась в эпицентре скандала, связанного с заключением опционных контрактов задним числом. Он сделал все, что советовали юристы: организовал расследование, уволил замешанных в скандале топ-менеджеров, пригласил нового директора, обладавшего репутацией очень принципиального человека. Но, несмотря на всего его усилия, пресса по-прежнему бушевала и акции фирмы продолжали проседать.

И тогда консультанты предложили полностью сменить совет директоров, включая и самого Дональда. Он понимал, что это правильно, но боялся, что отставка окончательно подорвет их репутацию, а кроме того — что очень вероятно — они окажутся втянуты в судебные тяжбы. Предстояло выбрать между доверием акционеров и групповой солидарностью директоров. Есть и другие способы оправдать пассивность — можно, например, сослаться на недостаток времени, — но их по большей части приводят в дополнение к прочим.

Что делать?

Большинству людей говорить с коллегами о проблемах этики гораздо труднее, чем, скажем, о ценовой политике или смене поставщиков. Здесь ставки выше. Но стоит посмотреть на дело под другим углом, и вы сможете в нужный момент высказать свое мнение.

Этический конфликт — один из видов профессионального спора.

К разговору об этике надо подходить как к любому другому важному для бизнеса: соберите побольше убедительных доводов и постарайтесь доступно их изложить. Если предмет обсуждения — этика, то это не значит, что вам не придется никого убеждать. Короткое выступление в стиле «я прав, а ты нет» далеко не так действенно, как грамотно выстроенная аргументированная речь, поддержанная сильными союзниками. В конце концов ценности — неотъемлемая часть бизнеса, и именно так следует к ним относиться.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте