Этика и репутация

Таланты и воспитатели

Анна Натитник

Одаренные дети — подарок обществу, стране, истории. заметить их, не упустить их талант, не дать раствориться в толпе — задача любого уважающего себя государства. Как и когда выявлять таких детей и как с ними работать, рассказывает директор Центра образования №57, заслуженный учитель РФ Сергей Менделевич

В каком возрасте проявляется одаренность?

На этот счет есть несколько мнений. Психологи считают, что одаренность проявляется в возрасте четырех-пяти лет — и с этого момента ее надо развивать. Не буду спорить с учеными, но как можно говорить, например, о математической одаренности ребенка, который с трудом оперирует числами в пределах одного десятка?! Современные теоретики образования утверждают, что одаренность заметна в восьмом-десятом классах, когда у ребенка накапливаются объективные достижения, позволяющие ему участвовать в программе «Одаренные дети», побеждать в олимпиадах, поступать без очереди в университеты и так далее. Опираясь на свой опыт, скажу: это поздно — выявлять одаренных детей нужно в четвертом-шестом классах. Это тот возраст, когда у ребенка уже есть база для проявления интеллектуальных способностей, когда он еще не перестал играть и познание для него — способ восприятия мира, а познавательная активность доставляет удовольствие. Он еще не ушел в глубокую несознанку, он еще не говорит: «Это вам только кажется, что я особенный, а на самом деле — такой, как все».

Стремление быть как все убивает одаренность?

Конечно. Влияние среды — сильная штука. Люди всегда стремятся быть своими в той среде, в которой они находятся. Это так называемая социальная мимикрия. Поэтому обычная общеобразовательная школа, как и многие другие системы, нивелирует одаренность: сегодняшнее городское общество устроено так, что прослыть ботаном — значит, никогда не достичь жизненного успеха. Социальная мимикрия действует и в обратном направлении: рядовой ученик, случайно или по блату попавший в школу для одаренных, либо сразу ломается, либо тянется и развивается гораздо быстрее, чем в ином месте.

Какой вам видится идеальная система образования одаренных детей?

Она должна состоять из нескольких этапов. На первом необходимо выявлять одаренных детей. Учителя четвертых-пятых классов (до этого возраста все могут учиться в обычных школах) должны заполнять специальные анкеты и опросники, позволяющие оценивать не только интеллектуальный уровень учеников, но и их творческие способности. Сейчас мы как раз разрабатываем такие опросники вместе со специалистами из Московского городского психолого-педагогического университета. Ученики, которых удалось выявить с помощью анкетирования, должны участвовать во внешкольных мероприятиях, каникулярных программах, получать дополнительное образование, ездить в тематические лагеря.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте