Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Основатель eBay — о новом понимании благотворительности и социальной функции бизнеса

Омидьяр Пьер

Впервые о филантропии я задумался в сентябре 1998 года — в тот день, когда акции eBay были размещены на фондовой бирже. До этого мы две недели не разгибаясь готовились к IPO. Я был измотан. А первый день торгов начался с томительного ожидания. Нам-то казалось, что стоит разместить акции на бирже, как все сломя голову бросятся ими торговать. Но выяснилось, что тут есть свои тонкости: сперва нужно дождаться завершения начальных сделок с­ участием банкиров. Вот и получилось, что биржа открылась, торги начались, а мы лишь потерянно переминались с ноги на ногу, не зная, чем себя занять. Никто и не смотрел в нашу сторону. Примерно через три четверти часа нам посоветовали обратить внимание на электронное табло — на нем вот-вот может появиться информация о eBay. И правда, спустя несколько минут мы увидели на табло «нашу» бегущую строку. Нас охватило ликование; мы обнимались и поздравляли друг друга.

Акции были размещены по $18 — и моя доля при такой цене составляла несколько сотен миллионов. К концу дня они подорожали почти до $54. Акции инсайдеров шесть месяцев блокировались, поэтому эти подсчеты были условными, «бумажными». На бумаге я стал обладателем более чем миллиарда долларов. Это было невероятно. И совершенно неожиданно. Мы с Пэм, моей нынешней женой, начали прикидывать, что же нам делать с этим свалившимся на голову богатством. Сами мы век не потратим столько. Кроме того, все случилось слишком быстро — eBay вышла на IPO лишь через три года после того, как я написал исходный программный код, и мы не успели проникнуться ощущением, что «вот она, заслуженная награда». И еще мы как-то сразу поняли, что должны найти достойное применение этим невероятным деньгам.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте