Этика и репутация

Марк Захаров: «Театральное искусство меняет людей к лучшему»

Анна Натитник

Марк Захаров народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и России, главный режиссер и художественный руководитель московского театра Ленком. Это имя знают все, даже те, кто никогда не был в знаменитом Ленкоме, — ведь без фильмов Захарова немыслима история отечественного кино. В интервью HBR Россия Марк Анатольевич рассказал об отличиях кинематографа и театра, ответственности авторов за свои произведения и роли искусства в жизни человека и общества.

HBR Россия: Какова роль театра и — шире — ­искусства в жизни общества?

Захаров: До падения железного занавеса были понятные правила игры, единая система ценностей, один язык и способ воздействия на зрителя. Искусство оказывало ­огромное влияние на аудиторию. После фильма «Сельская учительница» выпускники вузов бросились в село, после «Чкалова» молодежь устремилась в летные училища. Такое бывает только в закрытом тоталитарном обществе. В обществе, которое мы, надеюсь, сейчас строим, — нет. И все же театр играет большую роль в жизни людей. На удачном спектакле возникает «клубный» эффект, зал наполняется энергетикой, которая не оставляет никого равнодушным. Так же классическая музыка, если в нее погрузиться, оставляет в душе зерна, которые потом прорастают и влияют на разум и чувства слушателей.

Искусство меняет людей только к лучшему?

Театральное — да. В театре то, что называется «катарсис», может рождаться и в спектакле «Гамлет», где все кончается кровопролитием. Главное — это сильное впечатление, праздник в душе. К тому же то, что сегодня считается чернухой, завтра может показаться рождественской сказкой. Президент Кеннеди запретил дочери ходить на концерт «Битлз», чтобы у нее не испортился музыкальный вкус.

Тем не менее вы говорили о необходимости хартии, которая опиралась бы на духовные традиции и правила приличия.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте