Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Манипуляции с опционами все еще актуальны

Почти 20 лет назад было замечено, что компании часто награждают топ-менеджеров опционами прямо перед публикацией позитивных новостей, приводящих к росту акций, — эти невероятные совпадения увеличивают реальное вознаграждение менеджеров и получили название «подпружинивания». Далее было обнаружено, что компании смещают дату предоставления опционов так, чтобы максимально увеличить выгоду. В начале 2000-х годов подобные уловки позволяли компаниям в среднем переплачивать руководителям по $500 000 в год. С 2003 по 2010 год Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) предъявила соответствующие гражданские иски 32 компаниям, в том числе Apple.

Изменение дат предоставления опционов задним числом запрещено законом Сарбейнса-Оксли от 2002 года. Однако представляется, что ей не удалось добиться соблюдения этого закона.

Сократилось ли число случаев подобного мошенничества, выясняли ученые из Бизнес-школы Росса при Мичиганском университете. На материале 1,4 млн опционов, выданных с 2008 по 2014 год, они искали признаки смещения даты, «подпружинивания» или «уворачивания» (публикация негативных новостей для резкого снижения цен непосредственно перед предоставлением опциона).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте