Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Наш долг — делать больше»: как бизнес-школы могут помочь планете

Амелия Уайтлоу , Даниэль Хальбхеер , Дженнифер Ховард-Гренвилл , Катель Ле Гульвен , Кнут Хаанес , Консепсьон Гальдон , Майк Розенберг , Питер Туфано
Фото: Robert Brook/Getty Images

Наряду с главами правительств и неправительственных организаций представители бизнеса и научного сообщества были широко представлены на 26-й Конференции ООН по изменению климата (COP26). В составе участников оказалось множество ученых и гендиректоров. И все-таки во время обсуждения конкретных шагов в связи с изменениями климата бросалось в глаза отсутствие одной группы — бизнес-школ.

Доказательства изменения климата мы получаем уже в течение более чем сорока лет, но бизнес-школы значительно отстают в том, что касается признания этой важной проблемы и реагирования на нее. В некоторых случаях люди руководствуются политическими соображениями: многие ведущие школы базируются в США, где тема изменений климата крайне политизирована, из-за чего становится сложно напрямую заниматься решением этой проблемы. Преподаватели и исследователи, работающие в сфере менеджмента, также могут счесть, что им не хватает квалификации: изменение климата не являются темой, входящей в сферу научных интересов в бизнес-школах. Кроме того, существуют серьезные конкурентные вызовы, требующие внимания преподавателей и студентов в области бизнеса: например, цифровая трансформация и искусственный интеллект, представляющие собой более комфортные территории для исследователей менеджмента.

Но все это нельзя считать индульгенцией для бизнес-школ. Как организации, чьей миссией является улучшение практики менеджмента, бизнес-школы должны делать намного больше, чтобы распространять в деловом сообществе информацию об изменениях климата и демонстрировать, как бизнес и менеджмент могут ответить на этот серьезный вызов. Мы можем сделать очень и очень многое.

Мы эксперты в сфере трансформации бизнеса

Изменения климата влекут за собой беспрецедентные перемены, требующие от тех, кто связан с бизнесом, не только производить новые товары и услуги, но также оценивать и применять новые практики. Как компаниям быстро и существенно трансформировать свои бизнес-модели, модели мышления и культуры? Эти темы лежат в основе нашей преподавательской деятельности и большей части исследовательской работы, а также в обучении руководителей. И хотя мы не эксперты в вопросах изменений климата, многие из нас работают в университетах, где есть высококвалифицированные кадры, а также доступ к новейшим, востребованным сегодня знаниям, технологиям и инновациям. Мы обладаем необходимым потенциалом, чтобы объединить квалификацию наших преподавателей в сфере бизнеса со специальными знаниями ученых и инженеров, а также с практическими знаниями бизнес-структур, с которыми мы ежедневно взаимодействуем.

Мы эксперты в том, что касается оценки эффективности и отдачи

Бизнесу нужно понимать, как изменения климата влияют на его затраты и выпуск, а также на рынки, рассчитанные на его продукцию и финансирование. Какой набор критериев — как для внешней, так и для внутренней отчетности — позволит нам убедиться в том, что компании, инвесторы, потребители и другие участники процесса обладают надежной и достоверной информацией, помогающей с уверенностью принимать решения? Как финансовые рынки учитывают загрязнение атмосферы и другие климатические факторы при формировании цен на активы? Как нам отличить четкие шаги, приносящие ощутимую пользу, от «зеленого камуфляжа» (так называемого «гринвошинга») или от менее циничной ситуации, когда стремление к устойчивому развитию ограничивается намерениями (так называемого «гринвишинга»)? Объявление о создании Совета по международным стандартам в области устойчивого развития (ISSB) в ходе COP означает, что мы должны не только больше задумываться о значимости и надежности отчетности, связанной с климатом, но и воспитывать поколение аудиторов, которые смогут подтвердить надежность предоставляемых нами данных. Как реструктурировать ценные бумаги и процессы управления рисками, чтобы это отражало ситуацию в сфере климата?

Мы эксперты по вопросам ведения бизнеса

Об авторах

Амелия Уайтлоу (Amelia Whitelaw) — исполнительный директор Уилеровского института бизнеса и развития в Лондонской бизнес-школе.

Даниэль Хальбхеер (Daniel Halbheer) — доцент маркетинга, руководитель кафедры бизнес-моделей циркулярной экономики Института FII, а также научный руководитель Центра климата и земли в Институте общества и организаций в Высшей коммерческой школе Парижа.

Дженнифер Ховард-Гренвилл (Jennifer Howard-Grenville) — профессор организационных исследований в Школе бизнеса Джаджа Кембриджского университета.

Катель Ле Гульвен (Katell Le Goulven) — исполнительный директор Глобального института бизнеса и общества Хоффманна в INSEAD.

Кнут Хаанес (Knut Haanaes) — бывший партнер Boston Consulting Group и глобальный лидер в области стратегической практики BCG. Профессор IMD в Швейцарии.

Консепсьон Гальдон (Concepción Galdón) — профессор предпринимательства и инноваций в Бизнес-школе IE в Мадриде; возглавляет преподавание и исследования в сфере воздействия на экологию в офисе IE, отвечающем за устойчивое развитие.

Майк Розенберг (Mike Rosenberg) — профессор практики менеджмента в Бизнес-школе IESE (Испания).

Питер Туфано (Peter Tufano) — профессор финансов и бывший декан Бизнес-школы Саида при Оксфордском университете, а также бывший преподаватель Гарвардской школы бизнеса. Один из основателей Commonwealth — социального предприятия, разрабатывающего решения для обеспечения финансовой безопасности людей.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте