Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Дело плохо: что предпринять, если руководство вынуждает поступать неправильно или противозаконно

Джозеф Бадаракко
hbr.org

Наверное, вы уже слышали о мошеннических действиях в Wells Fargo. Этот банк принуждал сотрудников открывать фальшивые кредитные и депозитные счета (подробнее см. здесь или здесь – прим. ред.). А задавались ли вы вопросом, как бы вы поступили, если бы на вас оказывалось подобное давление? Другими словами, как бы вы реагировали на ситуацию, в которой система поощрений как будто бы призывает вас к такому поведению, которое, по вашему мнению, вредоносно для клиентов, а, возможно, даже противозаконно? И что, если ваш руководитель хочет, чтобы вы поступали именно так, и при этом на кон поставлена ваша премия, повышение или даже само рабочее место?

Часто такие истории рисуются нам в черно-белом свете. Или вы делаете, что вам говорят, или принимаете вытекающие из неповиновения последствия. Но иногда эти ситуации окрашены в серый цвет, о чем я и пишу в своей книге «Managing in the Gray». Мой главный совет такой: если перед вами стоит действительно непростая проблема, проработайте ее как менеджер и найдите решение как обычный человек. Этот подход поможет вам избежать сурового выбора между потерей положения и неприглядными в ваших глазах поступками.

Вот как этот совет применим к ситуации, когда система поощрений в компании мотивирует вас поступать неправильно.

Убедитесь, что вы досконально понимаете ситуацию. То, что делалось в Wells Fargo, было очевидно неверным, но другие ситуации могут быть не настолько ясными. Поэтому обязательно задайте себе такие вопросы. Действительно ли это вредит клиентам? Можно ли сказать, что эта практика необычна для отрасли или точно отклоняется от лучших стандартов? Как конкретно то поведение, которое вас беспокоит, нарушает этические нормы, интересы клиентов или даже правовые предписания? Каков альтернативный взгляд на ситуацию – у тех, кто считает, что данная практика не несет в себе ничего плохого, а может даже полезна для покупателей или других лиц? Имеет ли он право на существование?

Задав эти вопросы и ответив на них, вы получите два полезных результата. Во-первых, вы лучше поймете, насколько разумным было ваше первоначальное мнение. А во-вторых, если вы решите, что беспокоящая вас практика точно неправильна, вы будете во всеоружии для того, чтобы представить ваше мнение другим и убедить их прислушаться к нему. А еще, если вы все тщательно продумали, у вас больше шансов не поддаться на уговоры и остаться при своем мнении.

Если возможно, сверьте свою точку зрения с позицией окружающих. Другими словами, не стоит быть гением-одиночкой. Постарайтесь найти знающего и осмотрительного человека в организации и проверьте, что думает о ваших сомнениях он или она. Расскажите ему о своих «уликах» и логике. Затем спросите, не пропустили ли вы чего-нибудь и может ли быть другой взгляд на проблему. Если дело продолжает выглядеть так, как будто речь идет о серьезной проблеме, постарайтесь выяснить что-нибудь о том, почему ваш босс, а, возможно, и начальник вашего босса поддерживают это поведение. Если вы надеетесь быть эффективным и убедительным, вам нужно понимать истоки проблемы. А также, прежде чем предпринимать любые решительные действия, неплохо бы знать, не ожидает ли вас минное поле корпоративной политики.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте