Этика и репутация

Как защитить ваш бизнес от коррупции

Андрей Айвазов

Контроль за коррупционными нарушениями в бизнесе в последнее время существенно ужесточился. Появляются новые требования по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, вводятся международные стандарты контроля за финансовыми потоками, требования к профилактике коррупции в компаниях. При этом антикоррупционный комплаенс, то есть система контроля за соответствием действий компании антикоррупционным нормам — пожалуй, одна из самых сложных для выстраивания. Чтобы эффективно защитить себя от рисков, бизнесу стоит учитывать ряд важных моментов.

1. Комплаенс — это не только документы. К числу классических заблуждений относится приравнивание комплаенс-процессов к формальным требованиям о совершении определенных действий, предусмотренных локальными нормативными актами компании. Комплаенс представляет собой более комплексный инструмент. Даже если вы сможете построить «отдаленную» от коммерции систему комплаенса и сделать ее эффективной, что крайне сложно, такой контроль будет тормозить и затруднять работу. Не стоит забывать, что противодействие коррупции не должно становиться самоцелью: ключевая задача комплаенса — обеспечивать бесперебойное и безопасное участие компании в коммерческих проектах.

В своей практике я неоднократно видел примеры, когда компании принимали десятки антикоррупционных документов, однако нарушений меньше не становилось. Лишь при комплексном подходе к комплаенсу, учитывающем как нормативную, так и организационную, психологическую, управленческую, кадровую часть, удается создать эффективный механизм предотвращения коррупции.

2. Задумайтесь об уровне интеграции в бизнес-процессы. Антикоррупционный комплаенс, как и многие другие поддерживающие функции (например, стратегическое планирование или HR), можно делить на «поколения» развития. Каждый такой этап предусматривает определенный набор выполняемых функций, и чем более продвинутое «поколение» антикоррупционного комплаенса внедряет компания, тем выше требования к временным, человеческим и финансовым ресурсам. Принято выделять три поколения антикоррупционного комплаенса. В первом поколении устанавливается лишь ряд ключевых процедур, общеобязательных требований. Во втором поколении существуют регламентированные бизнес-процессы для каждой зоны риска, однако нет «единого механизма» работы. В третьем — антикоррупционная политика интегрируется в ценности и каждый элемент бизнес-процессов.

У военных есть понятие overkill, чрезмерная огневая мощь, которая не требуется в таком объеме для уничтожения противника. Можно использовать эту аналогию и для комплаенса: бизнесу с понятными зонами риска не нужно разрабатывать сверхсложную систему противодействия коррупции по всем направлениям работы. Позаботьтесь о нормативных документах, базовом обучении всех сотрудников, а затем переместите фокус на зоны риска – это могут быть закупки, финансы, GR или иные области в зависимости от направления бизнеса.

Одна российская торговая компания решила после ряда коррупционных случаев внедрить крайне жесткий контроль в сфере платежной дисциплины. Специальную антикоррупционную процедуру проходил любой платеж компании за ее пределы на сумму более 1000 рублей, а сама процедура занимала не менее дня. Так как компании по роду деятельности требовалось платить много и часто, новый инструмент стал тормозить бизнес-процессы. Но во время антикоррупционного аудита выяснилось, что все случаи коррупции произошли в одной зоне риска — валютных закупках у поставщиков из нескольких стран, которая была эффективно зарегулирована, а с остальных платежей после проведения обучения сотрудников столь значительные ограничения были сняты.

3. Помните, что комплаенс — всегда часть корпоративной системы ценностей. Тому, кто регулярно сталкивается с правовыми системами разных государств, нетрудно заметить весьма интересную тенденцию. Зачастую в странах с невысоким уровнем коррупции о ней почти не говорят. А в договорах с контрагентами из юрисдикций, где коррупция процветает, содержатся пятистраничные антикоррупционные оговорки. Поэтому ключевым моментом является не регламентация, а правильная система корпоративных ценностей.

Практика показывает, что жесткие санкции сами по себе абсолютно недостаточны для предотвращения нарушений. Неоднократно различные страны для борьбы с преступностью значительно усиливали ответственность, но нужного эффекта такие меры не приносили. Если сотрудник совершает коррупционное преступление, за которое грозит уголовная ответственность, испугает ли его «увольнение с позором» из компании?

Необходимо сделать принцип нулевой толерантности к коррупции безусловной частью корпоративных ценностей и поддерживать его на всех уровнях, демонстрируя, что компания внедряет антикоррупционный комплаенс не потому, что «надо» или «рынок диктует», а потому что руководство принципиально против любых проявлений коррупции, потому что коррупция вредит бизнесу и потому что его рост через коррупционные действия в долгосрочной перспективе невозможен.

4. Выявите зоны риска. Важно сформировать понимание, в каких областях деятельности и в каких бизнес-процессах появляется наибольший риск возникновения коррупции. Особенно следует обращать внимание на возможность проявления «некорыстной» коррупции, когда сотрудник решает помочь своей фирме не совсем честными методами. Именно этот вид коррупционных правонарушений несет наибольшую угрозу компании и ее руководству, так как следователи в случае выявления преступления будут иметь основания полагать, что организация в этом замешана. Кроме того, в отличие от «корыстной» коррупции, «некорыстную» действительно возможно свести практически к нулю.

Классическими зонами риска являются получение разрешений и государственное оформление, закупки и продажи, финансовые операции и вообще все те подразделения, от работы которых напрямую зависит текущая коммерческая деятельность и, как следствие, прибыль компании. К сожалению, на практике общими представлениями о зонах риска обойтись не получится: данный вопрос крайне специфичен и привязан к конкретным бизнес-процессам. Выявление «опасных зон» — одно из самых сложных и комплексных действий при проведении антикоррупционного аудита и определении стратегии противодействия коррупции в бизнесе.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте