Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Следи за собой, будь «вечно занят»

Амитава Чаттопадхай , Джихи Кристин Ким , Моника Вадхва
BS PHOTO/GETTY IMAGES

Представьте, что в ресторане вы решаете, какой десерт выбрать: шоколадный торт или корзину с фруктами. Вы пытаетесь питаться правильно, но торт — это так аппетитно… Что вы закажете?

Оказывается, на ваше решение может повлиять то, насколько занятым вы ощущаете себя в этот момент.

Ранее занятость изучалась с позиций нехватки времени. Исследователи установили, что если люди находятся в жестких временных рамках, они склонны принимать решения, руководствуясь своими эмоциями. Например, когда клиенты оказываются в ситуации нехватки времени на выполнение задачи, у них повышается уровень тревожности и они с большей вероятностью поддаются импульсивным порывам. Условно говоря, они чаще выбирают торт.

Впрочем, у занятости есть и другая сторона. В последние годы в западном обществе она стала неоспоримым атрибутом успешности. Для людей вполне типично с ложной скромностью заявлять, что у них нет и минуты, чтобы заняться собой. Восприятие себя занятым человеком помогает чувствовать себя ценным и важным членом общества.

В исследовании, результаты которого будут опубликованы в журнале Consumer Research, мы рассматривали занятость через призму современного понятия самооценки. Мы установили, что восприятие себя как занятого человека, как мы говорим, с «напряженным мышлением», может в действительности повысить самоконтроль за счет роста самооценки. Другими словами, напряженное мышление может склонить вас к тому, чтобы остановить свой выбор на фруктах.

В рамках восьми исследований мы разными способами активировали напряженное мышление. В некоторых случаях мы косвенно давали понять участникам эксперимента, что они исполняют роли занятых людей. В других — просто просили записать причины, по которым они в последнее время чувствовали себя таковыми. Обе стратегии с одинаковой успешностью способствовали напряженному мышлению.

Хотя половина исследований была посвящена проблематике потребления пищи, мы также изучали воздействие напряженного мышления на принятие других типов повседневных решений, например, «сделать зарядку или расслабиться» или «потратить деньги или отложить их на пенсию». Ощущение себя занятым устойчиво повышало способность испытуемых к самоконтролю, что, в свою очередь, вело к сокращению решений, которые принимаются «по пути наименьшего сопротивления».

Например, в рамках одного исследования мы сообщили группе студентов, что по последним данным их нагрузка была выше, чем у учащихся соседних вузов. Мы также попросили участников перечислить виды деятельности, поддерживавшие их занятость. Наконец, мы довели до их сведения, что начальник курса намерен позволить им взять выходной или пройти больше опросов, чтобы получить дополнительные академические кредиты. По сравнению с контрольной группой участники, у которых создалось ощущение занятости, были больше заинтересованы в проведении дополнительных тестирований.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте