Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Парадокс креативности

Андре Уолтон

Креативность занимает исследователей уже более 150 лет, но многие вопросы, связанные с ней, остаются пока непонятыми. К примеру, мы еще не особенно разобрались в том, откуда берутся уникальные идеи. Отчасти причиной тому — избыток исследований, изучающих не совсем то, что требуется изучать. До недавней поры творческий процесс исследовали исключительно как характеристику и функцию конкретной личности. Ученые задавались вопросом «Какие качества тех или иных индивидуумов способствуют появлению оригинальных идей?» Сейчас некоторые исследователи начинают осознавать, что такая постановка вопроса игнорирует некоторые существенные факторы, которые могут породить оригинальные идеи или же, наоборот, заблокировать их.

Один из мощнейших стимулов, направляющих нашу карьеру и выбор, — желание выделиться, оставить в этом мире какой-то след благодаря собственным достижениям. В книге «Искусство и художник» психоаналитик Отто Ранк высказал предположение: стремление к творчеству возникает из потребности ощутить свое бессмертие, хотя бы на символическом уровне, оставить будущим поколениям нечто вечное — в форме произведения искусства. Если Ранк прав, то именно эта потребность и служит основным стимулом, который многих приводит на путь творчества.

С другой стороны, человек состоит из противоречий, и есть другой стимул, который может уничтожить первую мотивацию: потребность в объединении с другими людьми. Психолог Абрахам Маслоу полагал, что каждый из нас должен принадлежать каким-то группам, ощущать свою принадлежность к ним, быть замеченным, иметь что-то общее с другими. Когда эта потребность остается неудовлетворенной, резко снижается эмоциональная стабильность личности: связь между творческим началом и отсутствием душевного равновесия давно известна и проистекает, вероятно, именно из этого ощущения изгоя.

Ориентируясь на группу, мы наслаждаемся безопасностью и чувством товарищества: сходство с другими для нас становится дороже всего. Когда же мы поддаемся потребности в персонализации и наслаждаемся своей уникальностью, то на первый план выходят наши отличия. Как показало мое собственное исследование, именно отличия помогают нам искать новые когнитивные пути, неизвестные либо нам, либо нашим знакомым. Эти два фундаментальных стимула тянут нас в противоположные стороны. Чувство принадлежности поощряет те когнитивные процессы, которые совпадают с мышлением других членов группы, и подрывает мотивацию к оригинальному мышлению, то есть уничтожает собственно креативность.

Некоторые исследования подкрепляют эти теоретические выкладки практическими доказательствами. Получив психологическую травму или избегая стресса, мы тянемся к другим людям, максимально отождествляем себя с членами своей группы: размахиваем государственным флагом, чаще ходим в церковь и т. д.. Творческое начало при этом заметно ослабляется.

Так как же пробудить креативное мышление? Что должен делать руководитель или участник коллектива?

Об авторе

Андре Уолтон (Andre Walton) — профессор в Университете Южного Уэльса. Автор книги «Embracing the New Era: Managing oneself and others into the era of creativity».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте