Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«У нас осталось примерно 12 лет»

Эндрю Уинстон
Фото: VIAFRAME/GETTY IMAGES

Каждый год я стараюсь определить важные темы в области устойчивого развития, которые могут оказать длительное воздействие на общество: от ярких доказательств глобальных мегатрендов до вдохновляющих историй корпоративных инициатив. 2018 год принес значительные изменения во многих сферах: в погодных условиях и экосистемах, политике и в наших ожиданиях от бизнеса. Кроме того, стал предельно ясен масштаб стоящих перед нами проблем и наших возможностей.

Давайте начнем с общей картины, а затем перейдем к историям успеха отдельных компаний.

Климатологи всего мира бьют тревогу

У нас осталось примерно 12 лет, чтобы что-то изменить. К такому выводу пришли ученые из Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), проведя масштабное исследование. Чтобы избежать наиболее разрушительных последствий климатических изменений, мир должен сократить выбросы углекислого газа на 45% к 2030 году и полностью отказаться от использования углеводородов к 2050 году (однако выбросы продолжают расти).

МГЭИК оценила разницу в последствиях от глобального потепления «всего» на 2°C (цель, установленная на глобальных климатических саммитах в Копенгагене и Париже) и удержания его на уровне 1,5°C. Последняя задача потребует гигантских усилий «беспрецедентного масштаба». Мы столкнемся с серьезными проблемами в любом случае, но каждые полградуса значительно сказываются на благополучии людей, планеты и экономики.

Неутешительным прогнозом делится не только МГЭИК. 13 правительственных учреждений США выпустили доклад «Национальная оценка климата», согласно которому климатические изменения могут снизить ВВП США как минимум на 10%. В других исследованиях говорится, что уровень моря может подняться выше, чем мы думали, площадь Антарктиды уменьшается в три раза быстрее, чем десять лет назад, а Гренландия быстро теряет запасы льда. Если оба ледяных покрова исчезнут, уровень моря может подняться более чем на 60 м, что приведет к разрушительным последствиям, среди которых исчезновение всего побережья Атлантического океана (Бостон, Нью-Йорк, Вашингтон и т.д.), всей Флориды, Лондона, Стокгольма, Дании, Парагвая и территории в Азии, на которой проживает более миллиарда человек.

Все это говорит о том, что бизнес должен существенно изменить свое поведение. Компаниям придется выйти далеко за пределы зоны комфорта, принимая решения по ряду вопросов: от политики, законов и правил до взаимоотношений с потребителями и инвестиций.

Целые города уничтожаются погодными катаклизмами

В этом году последствия стихийных бедствий достигли, по словам моего коллеги, «библейских» масштабов. Город Парадайс в Калифорнии был практически уничтожен лесными пожарами, которые усиливаются из-за изменений климата. В них погибли не менее 85 человек. Большинство домов в городе Мексико-Бич во Флориде было разрушено ураганом Майкл. Беспрецедентные ливни и ураган Флоренс обрушились на Северную Каролину и временно превратили крупнейшее шоссе в реку. Тайфун Мангхут опустошил Филиппины и некоторые части Китая, в результате чего погибли десятки людей. Невероятная жара накрыла этим летом четыре континента, в Европе и Азии были зарегистрированы температурные рекорды. В Венесуэле исчезает последний горный ледник. А Кейптаун практически лишился воды. Из-за засухи в этом году в городе чуть не отключили водоснабжение, удержаться от этой меры позволили ограничения использования воды и гражданская активность.

Эти происшествия имеют реальные последствия. Какой экономический ущерб наносится территории, лишившейся воды, оказавшейся под водой или полностью сгоревшей? К примеру, только в США в позапрошлом году потери от климатических катастроф составили $306 млрд.

Коралловые рифы умирают, насекомые исчезают, судьба крупнейших экосистем туманна

Ведущий мировой специалист по коралловым рифам подтверждает, что при потеплении Земли на 2 градуса все кораллы погибнут. Их исчезновение разрушит важный элемент морской экосистемы, которая обеспечивает белком сотни миллионов людей, ослабляет штормовые волны в прибрежной полосе и служит источником дохода для людей, занятых в сфере рыбной ловли и туризма.

Умирают не только кораллы: исчезают тихоокеанские леса водорослей, радикально сокращаются популяции насекомых, в том числе пчел, продолжают уменьшаться популяции всех млекопитающих.

Как все это связано с бизнесом? Для некоторых секторов экономики связь очевидна: пищевая и сельскохозяйственная отрасль не смогут накормить нас без насекомых-опылителей, а туризм будет терпеть убытки с исчезновением кораллов и других представителей живой природы. Но если взять шире, общество не сможет процветать, ведь столпы благополучия нашей планеты рушатся. А если не будет процветать общество, не будет процветать и бизнес.

Система защиты окружающей среды США продолжает разрушаться… изнутри

Агентство по охране окружающей среды и Министерство внутренних дел США сворачивают многолетние программы по защите воздуха, воды и земель. В 2018 году администрация президента США Дональда Трампа открыла все удаленные от берега воды для морского бурения, снизила требования к безопасности бурения, значительно ослабила влияние научного сообщества на законодательный процесс, снизила внимание к проблемам детского здоровья и облегчила требования к загрязняющим воздух угольным электростанциям.

Главный вопрос сейчас: выразят ли свое несогласие представители бизнеса, и выберут ли они сами более экологичный путь развития? Легко представить, почему так поступят транснациональные корпорации: они сталкиваются с давлением со стороны государства на региональном уровне. Так, губернатор Калифорнии Джерри Браун провел Глобальный климатический саммит, на котором многие американские города и штаты обозначили свои задачи по защите природы. Браун также подписал ряд строгих законов, призванных обеспечить Калифорнию электроэнергией, добытой без выбросов углекислого газа, к 2045 году и обязующих оборудовать все новые дома солнечными панелями. Поэтому, даже если инициативы государственного уровня в США захлебнутся, губернаторы и мэры, влияющие на условия ведения бизнеса на региональном уровне, будут продвигать проклиматическую повестку.

В противоположность США Европейский союз поддержал предложение не заключать новых торговых сделок со странами, не входящими в Парижское соглашение (то есть только с США). Во Франции к 2021 году будут закрыты все угольные электростанции. Индия недавно отменила планы на строительство таких электростанций. А в Китае запретили 500 моделей автомобилей, неэффективно расходующих топливо.

Выдающийся лидер уходит, но ему на смену приходят новые

За последние почти десять лет ни один руководитель не сделал больше для популяризации устойчивого развития в бизнес-среде, чем Пол Полман, покидающий пост CEO компании Unilever (отмечу для прозрачности: я работал с Unilever). Он отличается непревзойденной глубиной понимания самых значительных глобальных, социальных и экологических проблем и всегда был готов использовать возможности бизнеса для их решения. Не забывал он и о делах. За время пребывания Полмана в должности CEO компания выросла, а ее акции опережали конкурентов и индекс FTSE. К счастью, есть и другие лидеры, готовые сменить его, например, CEO компании Danone Эммануэль Фабер (об этом ниже).

Но климат — не единственная область, где заметны усилия руководителей со смелой позицией. Более широкие социальные вопросы также попали в заголовки. Газета The New York Times объявила, что в 2018 году «CEO-активизм стал новой нормой», чему способствовали такие лидеры, как гендиректор компании Salesforce Марк Бениофф. Новостная повестка включала и компанию Nike, которая сделала лицом своей юбилейной рекламной кампании «Just Do It» Колина Каперника, возглавившего протесты игроков Национальной футбольной лиги против насилия полиции по отношению к афро-американцам. (Продажи компании при этом быстро выросли). Под давлением со стороны детей, переживших стрельбу в школе, сеть магазинов Dick’s Sporting Goods прекратила продажу автоматического оружия, а другие компании разорвали отношения с влиятельной Национальной стрелковой ассоциацией США. Компания Kroger отпраздновала год своей инициативы «Zero Hunger» («Конец голоду»). Unilever пригрозила прекратить размещать рекламу в Facebook* и Google, если компании не перестанут публиковать «фальшивые новости и токсичный контент». Сто американских CEO высказались по противоречивому иммиграционному вопросу и призвали государство к действиям. Многие компании США стали отпускать сотрудников с работы, чтобы они смогли проголосовать на выборах.

Danone становится крупнейшей в мире В-корпорацией

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте