Феномены

Георгий Зараковский. Отвергнутая эргономика

Анна Натитник , Зараковский Георгий

Увеличение производительности и повышение качества труда, обеспечение необходимых условий работающему, забота о его силах и здоровье — все это задачи эргономики. Подробнее о сфере деятельности и ответственности этой науки, о ее нынешнем состоянии и перспективах развития рассказывает доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии психологических наук, заведующий лабораторией эргономического обеспечения проектирования новой техники Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ГУ ВНИИТЭ) Георгий Зараковский.

Что такое эргономика?

Эргономика — это прикладная наука о человеке и труде. Вообще говоря, она включает в себя несколько дисциплин. Все началось с психологии и физиологии труда и психотехники. Они появились в конце XIX века, когда возникла необходимость повышать производительность труда и мотивацию работников. Однако эти дисциплины занимаются обеспечением не просто производительности, а качества труда. Производительность — это результативность по цели деятельности: количество созданных за единицу времени элементов, зарегистрированных изобретений и т.д. Качество труда — это производительность, соотнесенная с той «ценой» (физиологическое и психическое напряжение), которой достигается желаемый результат. В ХХ веке с появлением автоматизированных систем сформировалась еще и инженерная психология. Тогда возникли проблемы, связанные с отчуждением человека от предметов, на которые он воздействует, и распределением функций между машиной и человеком. Развитие инженерной психологии — большой шаг в развитии эргономики.

Почему?

Потому что наиболее важный и сложный компонент в большинстве видов современного труда — не физиологические, а психические процессы. Приведу такой пример. После окончания аспирантуры я занимался проблемами повышения качества труда специалистов на подлодках. Мне удалось выяснить, что многие ошибки подводников обусловлены не утомлением и не переизбытком углекислого газа, а неправильным восприятием показаний приборов. Скажем, видя, что стрелка барометра ползет вверх, они трактовали эти показания с точностью до наоборот. Эти ошибки связаны уже не с физиологией, не с условными рефлексами, а с психикой. Инженерная психология стала опираться на когнитивную психологию, то есть на исследования памяти, закономерностей принятия решений, распределения внимания, совмещения разных видов деятельности. Ну а когда инженерная психология стала давать рекомендации, возникла необходимость учитывать и другие факторы вроде условий обитаемости, то есть среды, в которой работает человек. Так появилась собственно эргономика как системная научно-практическая дисциплина.

Получается, что у эргономики очень широкий охват.

Да, эргономика исследует человеческую деятельность в разных аспектах — и средства отображения информации, и сам процесс работы, и среду, и мотивацию, и отношения в коллективе. Все это взаимосвязано. Когда вы занимаетесь одной проблемой и упускаете другую, то часто получаете неверный результат. Смысл эргономики в системном решении задачи проектирования или оптимизации эргатической системы, то есть системы, включающей в себя человека, средства деятельности (рубанок, самолет, компьютер), объект воздействия (доска, которую вы стругаете, взлетно-посадочная полоса и т.д.) и среду (на рабочем месте и за его пределами).

Какие задачи решает эргономика?

Эргономика делится на микро- и макроэргономику. Микроэргономика занимается проектированием отдельных изделий, например инструментов и рабочих мест. А макроэргономика — это уровень производственных линий и производства в целом; она решает уже и социально-психологические задачи: формирование коллектива, повышение квалификации сотрудников и т.д. Ведь сегодня конкурентоспособным может считаться предприятие, которое постоянно развивается, на котором соблюдают все социальные требования, модернизируют оборудование, обучают персонал. В эту работу непременно должна включаться эргономика — но у нас, к сожалению, это происходит редко. Например, когда проектируют завод, решают, где пойдет производственная линия, где встанут станки, где будут бегать робокары. Но о том, где должны находиться сотрудники и как они будут себя чувствовать, думают мало, да и то на уровне здравого смысла. А ведь законы поведения человека и его целенаправленной деятельности гораздо сложнее, чем принципы функционирования машины. А технологический процесс — это единое целое: человеческая деятельность, механическая обработка материала, сборка, упаковка, и проектировать его надо соответственно.

Кроме того, эргономика делится на проективную (занимается разработкой, модернизацией, оптимизацией машин) и эксплуатационную (в ее ведении профессионально-психологический отбор персонала, обучение и тренировка, вопросы мотивации, анализ сложностей и ошибок в процессе эксплуатации изделий). Они тесно взаимосвязаны: эксплуатационная экономика, анализируя всякие неприятности, обеспечивает проективной обратную связь. Недавно я слушал доклады молодых дизайнеров-эргономистов. В них, в частности, говорилось, что наши буровые установки малоэргономичны из-за того, что там, например, ночное освещение не обеспечивает быстрой адаптации зрения при переходе мастера из центральной рабочей зоны (где большая освещенность) в периферийную (где темно). И это влияет на производительность труда и уровень аварийности. Но есть и более серьезные эргономические недостатки вроде нерациональной компоновки оборудования и больших физических нагрузок (к примеру, на американских буровых установках физическая нагрузка гораздо меньше). Эти дизайнеры разработали проекты, в которых соблюдены все нормы эргономики, но внедрять их никто не хочет. О какой модернизации промышленности может идти речь, если даже в такой «продвинутой» отрасли, как газо- и нефтедобыча, игнорируют эргономику?

То есть эргономика у нас не в почете?

К сожалению, да. У нас очень плохо внедряются эргономические стандарты и стандарты управления качеством, которые действуют в большинстве стран мира, например ISO 9000. В советские времена мы участвовали в деятельности технического комитета №159 ISO — разрабатывали международные стандарты по эргономике. Но это все в прошлом. Редко на каких предприятиях сейчас есть отделы эргономического проектирования. А ведь исследования показывают, что эргономика дает прирост эффективности производства на 15—20% (за счет устранения брака, сокращения времени работы, повышения работоспособности персонала, предупреждения аварий). Чтобы достичь таких результатов, в проектировании любых сложных изделий, сооружений и систем должны участвовать эргономисты. Кроме того, эргономисты должны проводить экспертизу качества поступающих в продажу изделий. У нас же не привлекают эргономистов даже на конкурсы лучших товаров. В целом, в нашем обществе очень низкая эргономическая культура. В местах обслуживания населения нередко отсутствует понятная система визуальной коммуникации (указатели, объявления), не видна нумерация на домах, лестницы сооружаются из скользкого материала и т.д.

Какова сфера деятельности эргономистов?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте