Феномены

Насилие: смена парадигмы

Федюкин Игорь

Не так уж часто авторы книги претендуют на то, чтобы предложить «концептуальные рамки для интерпретации всей известной истории человечества»; еще реже у них бывает достаточно оснований для таких претензий. Нобелевский лауреат Дуглас Норт — один из немногих обществоведов, в чьем исполнении попытка подытожить всю историю не выглядит самонадеянной. Модель, предложенная в новой книге Норта и двух его соавторов, Джона Уоллиса и Барри Уэйнгаста, прекрасна в своей изящности. Согласно ей, существуют три базовых разновидности общественного строя: первобытное общество охотников-собирателей, «естественное государство» и «общество открытого доступа». Первый тип не слишком занимает авторов, поскольку относится к догосударственной стадии, — гораздо подробнее они разбирают две другие формации. Упрощая, можно сказать, что в естественном государстве социальный статус, социальные отношения и, соответственно, политическое влияние индивидуализированы: ты есть тот, кто есть, потому что ты Путин, а не потому что занимаешь тот или иной пост. В обществе открытого доступа социальные отношения деперсонализированы: они определяются не личностью человека, а его формальным статусом.

Описанные формации различаются способами ограничения насилия. В малых группах, характерных для общества охотников-собирателей, мир поддерживается за счет личных отношений. В более многочисленных обществах действуют другие механизмы: в рамках естественного государства выделяется слой «специалистов по насилию» — они образуют коалицию элит, которая монополизирует право на извлечение определенных видов ренты. Эта коалиция сохраняется и поддерживает мир, пока отдельное существование ее членов не становится более выгодным. Внутри коалиции взаимоотношения персонализированы: статус ее члена и причитающаяся ему доля ренты определяются его навыками, связями, ресурсами и т.д. Поскольку эти параметры меняются под влиянием разнообразных факторов, подобная коалиция нестабильна: она либо допускает корректировку индивидуальных долей ренты, либо раскалывается, когда кто-то решает, что «недополучил» причитающуюся ему долю, и надеется получить больше, выйдя из коалиции или создав альтернативное объединение. Так начинаются гражданские войны.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте