Феномены

Догмы в картинках

Литвинов Дмитрий

Если что-то однозначно и объединяет жителей России, так это то, что все они учились в школе, по более или менее общей программе, хотя бы в части набора дисциплин. Причем самое интересное даже не чему и как мы учимся, а зачем. Австралийский абориген учит сына, как найти в выжженной степи медовых муравьев, чукча — как разделать тушу моржа. Здесь вопросов «зачем» не возникает — во взрослой жизни детям не выжить без таких знаний. Но если мы честно спросим себя, что нам в жизни пригодилось из школьной программы, то большинство признается, что набор школьных предметов вполне можно было бы ограничить иностранным языком и арифметикой в пределах таблицы умножения, максимум — операций с дробями и процентами. С появлением компьютеров и спелл-чекеров даже орфография и пунктуация уже необязательны.

Но странный парадокс — чем сложнее устроено общество, тем больше, казалось бы, ненужных знаний оно вкладывает в детей. Собственно, это и есть отличие образования от обучения. В Древней Греции образованным считался тот, кто знал наизусть тысячи гекзаметров Гомера, в Средневековом Китае — тот, кто мог на шелке красиво написать тушью иероглиф «путь», в Японии — сложить изящные хокку.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте