Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Верните коллег на путь истины одной цитатой

Скотт Беринато

Исследование: Шридхари Десаи, преподаватель ­организационного поведения в Бизнес-школе ­Кенана-Флаглера Университета Северной Каролины, провела серию экспериментов, участникам которых внушили, что они входят в состав виртуальной игровой команды. Им также сообщили: чтобы заработать больше денег, нужно незаметно заставить своих товарищей распространить ложные сведения. Испытуемые не знали, что в команде все, кроме них, — исследователи. Эти исследователи переписывались с участниками эксперимента по электронной почте, причем одни вставляли рядом с подписью цитату о верности своим принципам, другие — цитату нейтрального содержания, а ­третьи ­обходились без цитат. К тем, в чьих письмах была «нравственная» цитата, испытуемые реже всего обращались с просьбой поддержать их нечестную игру.

Вопрос: Действительно ли можно предотвратить дурные поступки, заявив о своих ценностях? Или их демонстрация — это, скорее, лицемерие?

Профессор Десаи, защищайте свою идею!

Десаи: Мы ясно увидели: если люди собирались сделать что-нибудь неэтичное, то к тем, кто цитировал нравственные тексты, они обращались гораздо реже, чем ко всем остальным. Также обнаружилось, что, видя подобные цитаты, испытуемые в принципе рассылали меньше нечестных предложений. То есть «добродетельная» цитата в подписи не только защищала адресатов от сомнительных просьб, но и влияла на поведение испытуемых.

HBR: Какие цитаты вы ставили?

«Успех без чести хуже мошенничества» — здесь четко заявлена нравственная позиция. А вот нейтральная цитата: «Успех и удача идут рука об руку».

В другом исследовании исследователи не писали письма, а попросили испытуемых создать для себя аватаров. Более того, участники эксперимента были уверены, что он посвящен именно аватарам. Эти персонажи были одеты в футболки с названиями брендов и сайтов. Одни названия были «нравственными», вроде «ВашиПринципы.орг», другие — нейтральными. Результат был аналогичный: увидев «высокоморальную» надпись на футболке аватара, люди не пытались привлечь его владельца к нечестной игре.

Был еще один эксперимент. Перед его началом мы вызывали у испытуемых ощущение уверенности в собственных силах, чтобы понять, влияет ли оно на описанный выше эффект. Оказалось, нет: результаты были ­почти такие же.

Чем это объясняется?

Намереваясь предложить окружающим нечто неэтичное, человек вряд ли осознанно рассуждает: нет, к этому лучше не обращаться. Скорее, он воспринимает владельца «нравственного» атрибута как морально чистого — переманить его на свою сторону значит пасть еще ниже. Либо он просто опасается, что такой человек ему откажет.

Разыгрываемые во время экспериментов ситуации все-таки искусственные. Вы уверены, что в жизни все будет так же?

При опросах большинство сотрудников компаний сообщают, что к ним порой обращаются с просьбой сделать нечто неэтичное. Именно поэтому мы стали проводить свои исследования. Мы с моей коллегой Марьям Кучаки хотели узнать, существует ли средство, способное оградить людей от подобных просьб со стороны начальства. Мы проанализировали поведение руководителей и их подчиненных в Индии: спросили начальников, замечали ли они признаки религиозности у своих сотрудников — красные точки на лбу у женщин, изображения индуистских богов или приколотые на стенах цитаты из Библии и Корана. Из предыдущих исследований нам известно, что подобные религиозные символы у людей ассоциируются с нравственностью. Затем мы спросили у рядовых сотрудников, обращались ли к ним за последние полгода с просьбой сделать нечто неэтичное. Даже исключив влияние таких факторов, как удовлетворенность работой, производительность труда и качество рабочих взаимоотношений, мы обнаружили, что люди, демонстрировавшие признаки религиозности, реже получали подобные просьбы.

Это впечатляет! Какой простой прием!

Меня особенно впечатлило вот что: менеджеры начинали вести себя более этично, даже если они наблюдали символы чуждой им религии. Сейчас часто приходится слышать о межрелигиозной напряженности, но мы видели, что позитивное влияние на человека оказывают символы любой религии.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте