Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Будущее капитализма уже наступило

Стив Деннинг

13 сентября 1970 года The New York Times опубликовала статью Милтона Фридмана, порицавшую те компании, которые позволяли себе «тратить чужие деньги на общее благо», то есть принимали на себя социальные обязательства сверх определенных законом норм и, чтобы исполнить их, либо брали больше денег с клиентов, либо урезали зарплаты сотрудников и доходы акционеров. Уже в 1962 году в книге «Капитализм и свобода» Фридман заявил: «Единственная социальная ответственность бизнеса — это использовать ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение доходов, оставаясь при этом в рамках существующих правил игры, то есть в открытой и свободной конкуренции без обмана и мошенничества». Пусть каждый для себя лично решает, выделять ли деньги на решение социальных проблем, как и когда это делать. И люди гораздо лучше справятся с этой задачей, если с них не будут брать «социальный налог» руководители компании, возомнившие, будто лучше справятся с распределением средств и ресурсов.

Статья не на шутку задела многих людей, и без того озабоченных ростом влияния крупных корпораций. Руководителям, которые терялись в хаосе стремительно глобализирующихся и еще не зарегулированных рынков, эта книга принесла отрадную ясность: печемся об интересах акционеров — и точка. В 1976 году профессора Уильям Меклинг и Майкл Дженсен выразили аналогичную мысль изящнее, отыскав экономическое оправдание этой цели — наращивать прибыли акционеров. Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер ту же идею развивали уже на политическом уровне, и так довольно быстро «интересы акционеров» превратились в высшую ценность капитализма как системы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте