Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

Рик Варцман

В 2014 году ежегодный опрос руководителей компаний, подготовленный PwC, выявил серьезный переворот в сознании управленцев. «Стратегия менеджмента заключается в том, чтобы извлечь выгоду от радикальной перестройки», — сообщают консультанты. — Руководство реально оценивает текущий потенциал фирмы и понимает, что настало время перемен».

И в этом нет ничего удивительного.

«Как показывает исторический опыт Запада, каждые несколько десятилетий происходят значительные перемены», — утверждал Питер Друкер в своих заметках для Harvard Business Review.

«Всего за два-три десятка лет социум полностью преобразовывается: происходит смена мировоззрения в обществе, претерпевают изменения базовые ценности, трансформируются социальные и политические структуры, искусство становится другим. Проще говоря, со всеми важнейшими социальными институтами происходят серьезные перемены. По прошествии пятидесяти лет это уже совершенно иной мир. И люди, рожденные в нем, не могут даже представить себе время, в котором жили их дедушки и бабушки. Что уж там говорить: даже период, в котором родились их собственные родители. Промежуток времени, равный по продолжительности одной человеческой жизни, и есть эта эпоха больших перемен».

По мнению Друкера, переход к новой модели социума определяется «сдвигом в сторону общества, основанного на знаниях».

И действительно, еще в 1959 году Друкер предрекал мощный переход к новой эпохе, в которой формирование ценностей социума происходит за счет работы мысли, а не физической силы. Именно тогда в своей работе «Landmarks of Tomorrow» он впервые указал на возрастающую роль умственного труда. Тридцать лет спустя Друкер пришел к выводу, что знания являются намного более ценным ресурсом в экономике, чем земля, труд или капитал, и только знания формируют основу для общества, определенного им как посткапиталистическое. Чуть позже, в 2005 году, незадолго до своей смерти, Друкер заявил, что повышение показателей производительности труда работников интеллектуального труда — это и есть «огромный вклад в развитие компании, который предстоит сделать менеджменту в XXI веке».

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

К сожалению, если судить по организации современного общества, становится ясно, что мы пока еще только пытаемся приблизиться к когда-то описанной Друкером реальности. Что должны поменять менеджеры, чтобы идти в ногу со временем? Ниже перечислены шесть пунктов, которые должны быть положены в основу управления любым предприятием.

Понять, для чего требуется информация. «Именно информация позволяет современным специалистам хорошо делать свою работу», — отмечал Друкер. Это утверждение особенно актуально для менеджмента организаций. Проблема в том, что даже в мире сверхбыстрой передачи информации, где бесконечные объемы данных буквально оживают от нажатия наших пальцев по клавиатуре, очень многое зависит от тех, благодаря кому мы так легко можем всем этим пользоваться: бухгалтеров, продажников, ИТ-специалистов.

От этих людей зависит то, какая информация к нам поступит. А ведь эти ребята на самом деле далеко не всегда понимают суть бизнес-процессов. Например, согласно исследованию, проведенному в 2014 году компанией McKinsey, менее чем 20% ИТ-cпециалистов считают, что они работают эффективно, принося максимум пользы своему работодателю. Как писал Друкер, «эффективное общество, существующее в развитом информационном пространстве, должно требовать от менеджеров не только ответов на вопросы, но и умения их грамотно задавать. Следовательно, такие руководители должны иметь четкое представление о том, в какой именно информации они нуждаются».

Читайте материал по теме: Как талант стал двигателем экономического роста

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте