Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Наш мир все еще не стал глобальной деревней

Джастин Фокс

Глобализация идет вперед. Но происходит этот процесс далеко не такими быстрыми темпами, как ожидалось. Тесная взаимосвязь явлений, пик которой пришелся на 2007 год, пока не набрала прежней скорости. Мы по-прежнему живем в мире, где процветает торговля и инвестиции, но не на глобальном, а пока лишь на внутренних или региональных рынках.

Такое послание сформулировала компания DHL в ежегодном Global Connectedness Index 2014, проанализировав рынок капитала, торговлю, человеческие ресурсы и информационные потоки, что дает полную картину того, насколько мы, граждане мира, взаимодействуем друг с другом. На рисунке ниже представлен график, отражающий текущую ситуацию:

image

Панкадж Гемават, профессор Школы бизнеса им. Леонарда Штерна при Нью-Йоркского университете, совместно со Стивеном Альтманом, преподавателем Бизнес-школы IE (Барселона, Испания), проанализировали эти показатели. Еще в 2007 году Гемават, частый гость на страницах HBR, в своей книге «Redefining Global Strategy» завел спор о том, что не все так гладко в современном мире, как это утверждает тот же Том Фридман. Вот что он заявил в этом году журналу Foreign Policy:

Несмотря на разговоры вокруг нового и непонятного мира, в котором информация, идеи, деньги и сами люди вращаются гораздо быстрее, чем когда-либо до этого, это всего лишь вершина айсберга, имя которого глобализация. Картина, которая складывается из мозаики, состоящей из компаний, людей и общества в целом, — это и есть тот самый новый мир, который формируется в результате глобальной интеграции. И как сторонник этого тренда, скажу я вам, будущее под эгидой глобализации рисуется мне весьма непрочным.

«

»

Финансовый кризис 2008 года и последующий мировой экономический спад продемонстрировал всю хрупкость этого явления, поскольку торговые потоки резко сократились. В 2011 году после того, как Гемават опубликовал еще одну книгу под названием «World 3.0», посвященную вопросам глобализации, DHL, гигант в области логистики и перевозок, попросил его свести ежегодные показатели так называемого индекса глобализации (прогресса или регресса). Когда я спросил Гемавата, не находит ли он странным эту просьбу, адресованную явному скептику, от DHL, компании, которая всегда была на стороне глобализации, Гемават рассмеялся и ответил: «Да если бы люди в мире были тесно связаны между собой, DHL давно раструбила бы о своей значимой роли в этой глобальной связи».

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

График демонстрирует не только рост уровня международного взаимодействия, приближающийся к пику, достигнутому в 2007 году, но и тот факт, что размах его по-прежнему падает. Показатель объема торговли, капитала и товарооборота отражает, со сколькими странами контактирует конкретная страна, а также на каких расстояниях происходят такие контакты. Так, туристическая торговля на Багамах, набирая высокий балл по уровню распределения глобального взаимодействия за счет большого количества туристов, достигает лишь очень незначительного уровня по показателю объема торговли, так как больше 80% туристов приезжают из одной и той же страны — США, расположенной менее чем в 200 милях, и составляют менее чем 10% от количества всех туристов, выезжающих за рубеж.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте